После серии неудачных попыток остановить рост цен на топливо в правительстве решили прибегнуть к крайней мере — на какое-то время полностью запретить экспорт топлива из России. В начале августа Минэнерго предложило правительству в ускоренном порядке запретить экспорт бензина марок Аи-92 и Аи-95 — сроком на три месяца.
С середины июня биржевые цены на бензин росли пять недель подряд, постоянно обновляя рекорды. Непрекращающийся ценовой рост начался с середины декабря 2020 года. Общий рост биржевых цен с начала года составил примерно 30%.
Минэнерго не исключало сценарий полного запрета экспорта уже весной — при условии, что биржевые цены на топливо будут продолжать расти рекордными темпами. Тогда вице-премьер Александр Новак заявлял, что запрет на экспорт — это «крайняя мера, которая будет приниматься только в том случае, если мы увидим критичность ситуации». Видимо, критическая точка была достигнута. «Мы все равно видим, что есть давление на цену, на рынок, ситуация достаточно волатильная. Надо рынок стабилизировать», — цитировал вице-премьера Александра Новака в конце июля Forbes.
Похожий прецедент в истории страны имел место в марте 2011 года, когда правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина, чтобы удержать дополнительные объёмы топлива на внутреннем рынке. С тех пор налоговая система была реформирована, а российские нефтеперерабатывающие заводы провели модернизацию перерабатывающих мощностей. Выходит, за прошедшие годы власти не смогли наладить механизмы ценового регулирования на топливном рынке.
Заметный рост наблюдался в 2018 году, когда цены на бензин за год подскочили на 9,9% (при том, что общая инфляция опустилась до рекордно низкого уровня в 2,9%). Тогда властям пришлось прибегнуть к заморозке цен (на высоком уровне) и временному снижению акцизов.
Критика
Вокруг возможного экспортного запрета сложились разные мнения.
Власти считают, что дополнительный объём топлива, который попадёт на внутренний рынок, позволит биржевым оптовым ценам резко упасть на 6-7 тысяч рублей за тонну. НПЗ при этом, считают в Минэнерго, останутся в зоне прибыльности, хотя их маржа и упадет на 20-30%. Дополнительный объём, о котором идёт речь, составляет около 120-350 тысяч тонн.
Критики указывают на то, что на внутреннем топливном рынке нет дефицита. Ключевыми факторами роста оптовых цен называют удорожание нефти и ослабление курса рубля, а не дефицит внутри страны.
Ранее «Сибирский экономист» цитировал мнение Независимого топливного союза (НТС), в котором не видят смысла в запрете экспорта бензина по двум ключевым причинам. Во-первых, дефицита топлива на российском рынке нет. Второе момент. В случае запрета экспорта высвободившиеся объёмы уйдут в запасы, а не на биржу. В НТС указывают, что на экспорт и без ого идут профицитные объемы — 10% бензина и около 50% дизеля. А проблема в другом — в малой концентрации бензина в мелкооптовом сегменте и нехватке его на бирже. В этой связи аналитики НТС предлагают увеличить норматив обязательных продаж топлива на внутреннем рынке с нынешних 11,5% до 50%.
Подробнее:
Независимый топливный союз: запрет экспорта не спасёт
На экспорт идёт лишь около 10% от всего топлива, производимого российскими НПЗ — это значит, что российские компании не пострадают от вероятного экспортного запрета. Так, «Роснефть» или «Газпромнефть» экспортируют лишь по 4-6%. В зоне риска находится «Сургутнефтегаз», который поставляет за границу 40-60% от производимого объёма топлива.
Критики идеи Минэнерго также указывают на то, что запрет экспорта — грубая внерыночная мера реагирования, которая приведёт к снижению инвестиционной привлекательности российского ТЭКа.
Страдают потребители
Пока власти раздумывают над тем, как отреагировать, рядовым покупателям приходится только шире раскрывать кошельки. Если оглядывать назад, то становится ещё дурнее — от неприглядного сравнения. Так, Forbes напоминает, что в 2010 году средняя розничная стоимость АИ-92 составляла всего 22,4 рубля за литр. А концу июля 2021 года стоимость указанной марки бензина составляет, по данным Росстата, уже 54,6 рубля. Таким образом, за последние 10 лет темп роста цен на бензин составлял 6,7% в год, при среднегодовой официальной инфляции в эти же годы 6,5%.
Ранее по теме:
Топливные цены в глубоком отрыве
Экстренной меры, быть может, удастся избежать
Тем временем отгрузки бензина на биржу начали расти. Минэнерго сообщило, что на конец июля — начало августа ежедневные отгрузки бензина на внутренний рынок соответствовали уровням 2019–2020 годов — 56,3 тысячи тонн по АИ-92 и 44,5 тысячи тонн по АИ-95. Из положительных моментов также — выход нескольких НПЗ с планового ремонта.
Тем не менее оптовые топливные цены продолжают бить исторические рекорды, вытягивая за собой цены в рознице.