Возобновление промышленного (а значит, и не ограниченного любительского) лова байкальского омуля вновь откладывается. В Росрыболовстве сообщили, что даже в экспериментальном формате промысел может начаться не ранее 2030 года. В декабре 2024-го глава Бурятии Алексей Цыденов по итогам беседы с главой ведомства Ильей Шестаковым сообщал, что соответствующее решение примут до марта 2025-го. Правда, рыбаки все же надеялись, что речь идет о более обозримых перспективах. А тут определили еще срок, сопоставимый с уже прошедшим временем действия запрета.
Сделали это при помощи комплексных гидроакустических съемок в четырех рыбопромысловых районах в 2024 году. Работы провел подведомственный Росрыболовству Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Как подчеркивается, исследования позволили не только оценить текущее состояние популяции омуля, но и выявить ключевые факторы, влияющие на ее восстановление.
Конкретно, запасов насчитали в объеме около семи тысяч тонн при целевом уровне в 10 тысяч тонн. Также, видимо, для назначения столь отдаленной даты возобновления лова имел значение провал с искусственной инкубацией икры омуля на Большереченском рыбоводном заводе.
При этом точно «взвесить» всего байкальского омуля в принципе нельзя, поэтому в разное время озвучивались разные цифры. Так, в 2011 году Лимнологический институт СО РАН и Госрыбцентр (это отвечающий за водоемы Урала и Сибири филиал ВНИРО) проводили исследования, и у них вышло, что в Байкале находится 31,6 тысячи и 21,4 тысячи тонн омуля, соответственно. В 2015 году зафиксировали уменьшение популяции, но и тогда Лимнологический институт насчитал 23 тысячи тонн, а в версии Госрыбцентра резерв составил 10 тысяч тонн.
В истории уже был прецедент закрытия промысла омуля – в 1969 по 1975 годы. Тогда основания для введения запрета были тем более умозрительные. Как считает директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов, настоящая причина заключалась, как бы сейчас сказали, в логистических переменах. Начали строить дороги, появились новые средства доставки, и рыболовам стало просто невыгодно сдавать рыбу на заводы. Ведь рыночная цена омуля превышала государственную в разы. То есть омуль, вполне возможно, имелся в достаточных объемах, но он в значительной мере начал уходить не на заводы, а в Иркутск или по железнодорожным станциям. Государство же решило, что рыбы не стало. Вот и все.
Второй запрет на промышленную добычу и любительский вылов стартовал с октября 2017 года. До 2023 года рыбачить (без риска получить за три рыбины и более от двух до пяти лет лишения свободы) можно было только зимой. Конкретно, с 1 февраля до распаления льда, удочками и не больше чем с десятью крючками, с уловом не более пяти килограммов и в определенных местах. В Иркутской области это только Малое море, и то в строго определенных границах. В Бурятии локаций больше. С 2023 года запрет несколько смягчили – добывать эндемика позволили и летом. Сроки, правда, невелики – по две недели. Для всех вошедших в список районов определены свои даты.
Также не вполне понятно, как контролеры определяют динамику массы уже сейчас. На нерест ежегодно заходит только пять процентов из всего «омулевого стада», и то из них около полутора процентов по неизвестным причинам могут нерест пропустить. Остальной омуль в Байкале никогда не станет взрослым и не будет способен метать икру. При этом омуль развивается до половой зрелости в течение почти десяти лет, и объективно эффективность меры в конкретном году можно будет определить не ранее, чем минует соответствующий период. Кроме того, эта рыба по каким-то причинам поменяла свои привычки. Раньше считалось, что на глубине 100-200 метров ей нечего делать, а она ушла как раз на такой уровень.
Не совсем ясно и то, максимально ли эффективны примененные в 2024-м методы исследования. Так, анонсировано начало работы весной 2025-го построенного в рамках федерального проекта «Сохранение озеро Байкал» научно-исследовательского судна «Викентий Зайцев». Оно должно приступить к делу, чтобы обеспечить «полноценные исследования запасов водных биоресурсов Байкала». Значит ли это, что после этой работы вводные могут и поменяться?
Фото: