Студия 3D-анимации «Тундра» уже три года завоевывает сердца зрителей по всему миру своими короткометражками. «Сибирский экономист» решил узнать, как небольшой команде родом из Якутии удается создавать мультфильмы уровня Disney.

В марте якутская студия анимации «Тундра» презентовала первым зрителям свой новый, третий мультфильм «Танха». Накануне премьеры мы поговорили с директором по маркетингу студии Анной Борисовой о том, как появилась идея создать производство мультфильмов в Якутии, как удается привлекать поддержку и финансирование и как студия планирует развиваться дальше.

Студия анимации «Тундра» открылась в Якутске в 2022 году. Сначала команда занималась этим проектом своими силами, а затем получила региональную поддержку и стала резидентом ТОР «Якутия». С момента открытия студия создала уже три короткометражных мультфильма.

1
2
3
4

— Расскажите, как появилась студия? Как возникла эта идея и какой смысл закладывали создатели?

— Студия появилась по инициативе нашего основателя и режиссера мультфильмов Александра Моруо. Он является высококлассным специалистом, сам он родом из Якутии, но сейчас живет в Новой Зеландии. Он прошел долгий путь от дизайнера до моушн-дизайнера, поработав в таких компаниях, как Disney в России, и на других проектах за рубежом, с мировыми компаниями типа Universal, Nickelodeon или Netflix. Однажды он решил отдать дань своим корням и сделать мультик. Изначально хотели что-то про Новый год сделать. Но потом эта идея начальная трансформировалась на зимнюю тематику в целом.

В Якутии с зимой в первую очередь ассоциируется легенда о Быке Холода. Это такой бык, который выходит из Северного Ледовитого океана, от его дыхания все вокруг замораживается, и наступает зима. И когда наступает весна — значит, какого-то числа у него падает первый рог, какого-то числа — второй рог. И все здесь в Якутии знают эту легенду, они такие: второй рог упал — сейчас у нас весна!

То есть это не какая-то из пыльной полки легенда, которую никто не знает. Это вот такая часть нашей жизни. Эта легенда легла в основу фильма, была собрана команда, и где-то в середине создания этого мультфильма мы пришли к тому, что хотим еще, и почему бы не продолжить эту тему и сделать коллекцию мультфильмов о зиме в Якутии.

Зима в Якутии — это суровое явление, долгое явление, и у нас очень много с ним связано. И, конечно же, после первого мультфильма нам не составило труда найти еще темы. И таким образом мы заканчиваем уже третий мультфильм под названием «Танха».

— Я читала, что по заказу телеканала «НВК» вы создавали первые два фильма. То есть сначала вы по своей инициативе первый мультфильм делали, а потом у вас заказ появился, правильно? 

— Да, все так. НВК «Саха» появились только на втором мультфильме. Нам изначально помогла поддержка властей республики. То есть студия была создана в августе, и где-то в октябре мы стали резидентами креативного кластера «Квартал Труда», что дало нам помещение с нулевой арендной ставкой, компьютеры, необходимую технику. НВК «Саха» нам дали финансирование на создание второго мультфильма по программе поддержки языков в Якутии. 

— А третий мультфильм вы по этой же программе делаете или еще какая-то поддержка появилась?

— В третий мультфильм НВК «Саха» не стали вкладываться, но мы получили средства из Фонда цифрового контента республики. Это фонд, который поддерживает такие инициативы (На сайте фонда говорится, что его основная миссия — «помогать якутским авторам создавать и продвигать на мировой рынок фильмы, сериалы, анимационный контент, блоги, музыкальные произведения, подкасты, комиксы и другой цифровой контент» — прим. ред.). 

Но и тогда, и сейчас этих денег нам не хватает, не хватило. Кстати, школу анимации мы открыли, чтобы немножко добрать денег на производство. 

С финансированием третьего мультфильма нам еще помогла компания Mytona (занимается разработкой и издательством видеоигр — прим. ред.). Это тоже компания родом из Якутска. Но сейчас она за рубежом базируется. Они производят компьютерные игры. Они нам немножко помогли. 

— А какой-то порядок сумм можете озвучить? Во сколько обходится производство мультфильмов? 

— Обычно, когда называем эти цифры, все падают. (Улыбается). Но надо понимать, что 3D-анимация — это очень сложный процесс. Это очень такой кропотливый, трудоемкий и медленный процесс. То есть если прогуглить, то даже такие большие студии как Disney и Pixar тратят на производство одной секунды столько-то времени, и быстрее сделать просто невозможно.

Поэтому на десятиминутный мультфильм — на его создание нашей маленькой командой (у нас где-то 10 человек в штате, но есть еще и аутсорсеры-подрядчики) — чисто на технологические моменты 8-9 месяцев у нас уходит. Это не считая написания сценария. На написание сценария — еще 2-3 месяца. И, соответственно, всем надо в это время зарплату платить и так далее. И в целом одна минута у нас выходит по стоимости в один миллион рублей. Соответственно, создание мультика — это 8-10-12 миллионов рублей. В зависимости от хронометража. 

— А как вообще вы собирали команду? Мне кажется, 3D-анимацию далеко не каждый умеет. И не так просто, наверное, было кадры подобрать. 

— Да, это, конечно же, еще штучный товар, скажем так. Изначальный состав подбирал сам Александр. Поскольку он сам специалист в этой сфере, он не только управленец, а сам тоже этим занимается, поэтому у него есть знакомые, друзья в этой сфере. И вот он собрал всех своих друзей, скажем так. А потом мы открыли школу, и несколько ее выпускников освоили эту профессию и тоже стали членами нашей команды.

— Школу анимации вы открывали тоже вместе со студией? 

— Да. Но не вместе со студией, а чуть попозже, через год, по-моему.

— Вы пока приостановили проект школы, почему?

— Потому что в школе преподают опять же наши специалисты. То есть, соответственно, они отрываются от основного производства, уделяют время школе, что нам не очень удобно. И на самом деле желающих обучаться пока не очень много. У нас нет отдельного бюджета на маркетинг этой школы, чтобы какую-то масштабную рекламную кампанию проводить и набирать по 100 учеников. Поэтому пока до лучших времен, до появления каких-то бюджетов мы решили это отложить.

— Значит, первые нужные кадры вы себе вырастили, взяли в команду, и пока поставили обучение на паузу. Сейчас, я так понимаю, у вас часть команды работает удаленно и находится в других местах, не в Якутске?

— Да, у нас команда удаленная. Тот же режиссер из Новой Зеландии работает. Наш 3D-аниматор Александр Федотов из Новосибирска работает. Он сам родом из Якутии, но переехал в Новосибирск. Второй режиссер Маркел Мартынов тоже удаленно работает. В Якутске у нас где-то человек десять находится. 

— А какие у вас планы, как дальше вы планируете развиваться? 

— Это на самом деле больной вопрос. Это, конечно, классно, что республика поддерживает такие инициативы, это вообще супер, мы очень благодарны! Но нам хотелось бы большей поддержки от индустрии, например, гранты профильные, по части кино. Например, Фонд кино поддерживает полнометражные темы. У нас короткометражные истории, поэтому мы не участвуем.

Но у нас есть проекты следующих анимационных сериалов. На сериалы надо подаваться в ИРИ (Институт развития интернета — организация, спонсируемая государством, проводит грантовые конкурсы на создание интернет-контента для молодёжи — прим. ред.), что мы сейчас сделали и ждем результатов гранта в июне этого года.

Хотелось бы больше какой-то отдачи, вовлеченности от стримингов. Потому что все какие-то очень отстраненные. Я была на мастер-классе от компании Drivee, у них есть благотворительный фонд Sinet Spark (они, кстати, нам тоже давали денег дважды на «Бык холода» и на «Танха», у них есть гранты «Сахавуд»). И вот они проводили мастер-классы в рамках проекта «Сахавуд» и пригласили продюсера российского, и он говорил нам, что нужны знакомства, что нужно писать письма всем, что сложно пробиться куда-то и чтобы тебя заметили.

— У вас уже есть награды и российские, и международные. Можете рассказать про то, где вы участвовали в прошлом году и какие у вас были победы?

— В прошлом году мы участвовали в Воронежском международном анимационном фестивале «МультПрактика». Там получили приз за лучший фильм для детей. Участвовали и победили в Будапештском кинофестивале короткого метра, где получили приз за лучшую анимационную короткометражку. На фестивале «Анимур» в Хабаровске получили приз народного жюри. И множество кинофестивалей, где мы были участниками программы, их очень много было по всему миру — я уже даже сбилась со счета, в программы скольких кинофестивалей мы вошли.

— Как вы думаете, вам это поможет дальше в развитии?

— Мы надеемся на установление каких-то связей, может быть, знакомств. Как-то так все работает, по знакомству, я не знаю. Может быть, поэтому мы еще не на Нетфликсе, потому что еще не познакомились, с кем надо. (Смеется). 

— А на полный метр или на сериалы какие у вас есть задумки? И связаны ли они тоже с регионом, с Якутией? Или есть какие-то более общие идеи?

— Есть идеи для двух анимационных сериалов. Мы подали их как раз-таки на ИРИ, на конкурс национального контента, и ждем результатов в июне.

Первая идея — это сериал «Легенды Севера». Он тоже связан с северной тематикой и тоже 3D-анимация. По задумке это будет сезон полноценный — с десяток серий. Все по-взрослому. Он будет основываться опять же на легендах, но теперь уже не только на якутских (по словам Анны, это будут легенды эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров и других — прим. ред.). Там будет такой замес из множества всего, и плюс еще какие-то современные мотивы и юмор. И это будет больше не для детей, а для подростков. То есть в духе сериала «Время приключений», например.

И вторая идея — это анимационный сериал, тоже 3D, «Мум и Гера». Это уже на нейтральную тему: про приключения фантастических персонажей — Слономыши и Мышеслона. Такие вот персонажи: они поменялись телами, и им нужно обрести свою изначальную форму. И они путешествуют в поисках себя.

А идея полнометражной анимации нам еще не пришла в голову. Но у нас есть идея полнометражного игрового фильма, для которого мы бы сделали 3D-персонажа. В духе фильма «Инопланетянин» Спилберга, и как раз та же тема. То есть какое-то НЛО разбивается в глубинке, и там детишки находят инопланетянина (рабочее название — «Дьикти» — прим. ред.) Его мы сделаем в 3D. Мы даже нашли режиссера, которому понравилась наша идея и который готов с нами работать. Это Михаил Лукачевский — известный в Якутии режиссер, он снял фильм «Триумф», «Там, где танцуют стерхи» и много других фильмов. Но опять же мы в поисках финансирования.

— Вы говорили, что вам, возможно, не хватает каких-то знакомств или опыта в переговорах, чтобы получить поддержку от индустрии. А может быть, дело в том, что вы региональная компания? Мне кажется, многие по этой причине уезжают из регионов в Москву, и там они в общем котле варятся и как раз-таки договариваются. А вы остаетесь в регионе, что очень ценно, на мой взгляд, но может быть поэтому пока что-то и не получается, как вы думаете?

— Может быть, и так. Мы первая такая студия в Якутии, которая делает 3D-анимацию на таком хорошем уровне. Сейчас появляется больше анимационных студий, и уже власти говорят о том, чтобы из креативного кластера «Квартал труда» еще выделить дополнительно анимационный кластер. Может быть, когда будет создан анимационный кластер, какая-то движуха подобная московской появится. Может быть, мы немножко опередили свое время. Посмотрим.

— То есть у вас в Якутске уже появляются конкуренты по анимации, я правильно понимаю?

— По 3D еще нет, но по 2D уже есть прикольные ребята.

— А что влияет на то, что у вас креативные сферы так развиваются? В других регионах я такого не замечаю. У вас и кинематограф хорошо развивается. 

— Не знаю. У нас поддержка, конечно, здесь мощнейшая, 90-95% наших потребностей она закрывает. И классно, что есть этот кластер, где все творческие ребята, они в одном месте. Это очень классно.

В целом просто у нас творческие все люди. Вот говорят, каждый якут — художник. Наверное, частичка правды в этом есть.

 

Подписывайтесь на соцсети «Тундры» и тг-канал «Сибэкономиста», чтобы не пропустить премьеру третьего мультфильма «Танха» в соцсетях! Мы о ней обязательно расскажем

Lx: 12293