Объем вылова минтая в России сократился, по данным на начало апреля, на два процента, составив 964 тысячи тонн. Производство икры также снизилось на полтора процента, до 30 тысяч тонн. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота успокоили, что это связано не с уменьшением запасов рыбы, а с погодными условиями. Годовой вылов должен остаться на уровне 1,9–2 миллиона тонн, как в 2024-м.

Сейчас доля этой непритязательной, с точки зрения отечественного едока, рыбы в общенациональном улове составляет почти 41 процент. Основной конкурент России на мировом рынке в ее добыче – США, но они наловили в 2024 году меньше. Да и в 2025 году окажутся, видимо, позади. Более того, эксперты обрадовали, что запасы минтая у нас только растут. Например, в Охотском море добывают около половины всего минтая в стране. В 2025 году вылов там увеличился еще на восемь процентов.

При всем при этом есть проблема: икру этой рыбы, обеспечивающую около 18 процентов общего объема экспортной выручки минтаевого сектора, некому сбывать. Ну то есть кому, конечно, –  Японии и Южной Корее, которые, соответственно, покупают у России 56 и 42 процента этого продукта. Но эти рынки в последнее время стагнируют, в том числе по причине санкций.

И цена на икру минтая упала, а с нею и российская выручка от продаж – аж на 21 процент в 2024 году. Да и в любом случае икра еще остается.

Соответственно, российские производители обратили взгляды на Китай, куда теперь и намерены метать означенный продукт. Там его сейчас, правда, почти не едят, но теоретически жители Поднебесной при их привязанности к замысловатой еде тоже могут его полюбить, если правильно приготовить и подать. Пока Китай покупает сырье, в основном, для японских ресторанов и сбыта тем же японцам, которые, как у нас из картошки, придумали огромное количество блюд с икрой минтая, начиная с омлета. Но в КНР все больше адептов здорового образа жизни, а такая икра – источник белка (при малом количестве жира) и многих витаминов и микроэлементов. Кроме того, девственный потенциальный рынок окучить легче. Вот в России икры минтая тоже едят мало, но здесь на пути продавцов к тому же лежит убеждение, что ее не к лицу покупать после того, как миновала твоя студенческая пора. У нас царит культ икры красной, и именно она занимает все сознание потенциального покупателя минтаевой. А ведь последняя вполне заслуженно может присутствовать и в премиальном сегменте – но кто согласится в России ее покупать задорого? Максимум – несортовая замороженная в прошлом масса в неярких консервных баночках. На азиатских же рынках в принципе больше простора для ее приготовления, так как поставляется она туда преимущественно в ястыках (пленках), и ее, например, вялят и коптят.

В 2025 году российские рыбопромышленники планируют нарастить поставки продукта на рынок КНР вдвое, до тысячи тонн (в Японию и Южную Корею в 2023-м и 2024-м реализовали примерно по 37 тысяч тонн). А в перспективе увеличить продажи кратно, поскольку сравнительно с китайским потенциалом эта цифра смешна (и 37 тысяч тоже). И вот 8-10 апреля в южнокорейском Пусане на рыбном аукционе состоятся первые в этом году крупные сделки по продаже партий икры минтая. На торгах должны впервые присутствовать китайские покупатели, которых «прогревают» с прошлого года.

Так, в 2024-м российская Ассоциация добытчиков минтая запустила целую программу по продвижению икры минтая в Китае, представляя ее именно как суперфуд, причем для солидных людей. Совместно с местными поварами разработана целая линейка блюд, призванная, с одной стороны, гармонично вписаться в традиционное меню, а с другой – предложить новинки китайским потребителям, неравнодушным к кулинарным экспериментам. Дегустация довольно успешно прошла на крупнейшей в Азии выставке China Fisheries and Seafood Expo в Циндао.

На руку российским добытчикам этой рыбы работают и власти Китая, которые стимулируют в своем народе любовь к морепродуктам. Они ожидают, что к 2030 году средний уровень этого потребления вырастет с 22,9 до 29 килограммов на человека (примерно зная власти Китая, можно и правда этого ожидать). Что открывает новые возможности для экспортеров, включая поставщиков икры минтая. На россиян здесь, как уже было сказано, надежды мало. Спрос на икру минтая здесь вырос на каких-то 0,9 процента в 2024 году (а икра трески, например, на 7,5 процента)...