Похоже, владельцам лицензии на разработку Томторского месторождения редкоземельных металлов в Якутии опять надо самим как-то выкручиваться перед лицом неотвратимой государственной необходимости его разработки.
Ведь в конце марта стало известно, что сделка по вхождению верфи «Звезда» в контур «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, находится в управлении ВТБ) отменена. У последней нет денег на это приобретение. До того сообщалось, что «Роснефть» собирается передать «Звезду» ОСК по цене затрат на строительство – за 250 миллиардов рублей. И вложить вырученные средства в Томтор. Соответственно, «отец» «Роснефти» – «Роснефтегаз» – должен был получить месторождение в свое управление. Заявлялось об этом определенно, а действующий оператор месторождения особо и не упоминался. А теперь выходит, надежды рухнули.
Кстати сказать, и «Звезда» находится в схожей с Томтором полусиротской ситуации. Надо достраивать вторую очередь верфи. При этом уже сейчас при большом объеме бюджетных дотаций (государство возмещает верфи пятую часть стоимости каждого судна) темпы производства сильно отстают от планов. У «Новатэка», которому нужны суда, даже лопнуло терпение, и он десантировал в Приморье около пятисот технических специалистов брать на буксир кораблестроителей...
С 2014 года лицензией на Томтор владеет компания «ТриАрк майнинг». Это ООО было зарегистрировано в Москве в 2013 году с уставным капиталом 20 миллионов рублей как совместное предприятие группы «ИСТ» и «РТ-Глобальные ресурсы» «Ростеха». Но последний предусмотрительно вышел из состава учредителей в 2018 году. В 2020 году «ИСТ» тоже вышла из числа учредителей, на смену ей пришла кипрская «Томтор Лимитед». В том же году долю в компании получает «Полиметалл». С 2022 года «ТриАрк Майнинг» принадлежит ООО «ТМ-энерго финанс», доля «Полиметалла» передана в июне 2024 года. Бенефициарами «ТриАрк Майнинг» сейчас выступают бывшие топ-менеджеры группы «ИСТ» Владислав Ресин и Алексей Алешин. «ТриАрк Майнинг» единолично владеет оператором месторождения (ООО «Восток Инжиниринг»).
В общем, сейчас Томтор в руках совсем не тех людей, которые могли бы обеспечить ему какую-то экономическую будущность.
«Надо решить этот вопрос: либо они инвестируют, либо выстраивают отношения с другими компаниями и с государством. Это стратегически важный ресурс, который нужен государству сейчас», – отметил по этому поводу в ноябре 2024-го президент России Владимир Путин.

Дело сложное. Во-первых, месторождение располагается в труднодоступной местности (пока там только несколько вагончиков и одно хранилище), во-вторых, ряд минералов радиоактивен, что предполагает экологические обязательства при извлечении. Поэтому, скорее всего, руду придется везти за 11 тысяч километров на гидрометаллургический завод в Краснокаменск, в Забайкалье: сначала на запад, по Севморпути от Хатанги до Архангельска, потом через Москву на Урал и далее в Восточную Сибирь. Когда-то надеялись на сотрудничество с Китаем, но ему теперь это совсем не интересно. Он монополист, да что там – господин в мире редкоземельных металлов. Огромное Томторское месторождение России в разработанном виде ему, мягко говоря, не интересно. Ну разве что забрать руду по близкой к себестоимости цене.
Китай – единственный крупный поставщик редкоземельных металлов в мире. Запасы его флагманского месторождения составляют около 120 миллионов тонн (еще в 90-е лидером были США). Поднебесная диктует цены на редкоземы и сама же потребляет около 70 процентов от мирового производимого объема.
Сроки начала освоения Томтора неоднократно сдвигались — 2018, 2020, 2023, теперь в «Стратегии развития металлургии» говорится о 2028 годе. Но и этот срок похож на фантастику.
В общем, «ТриАрк Майнингу» не позавидуешь... Глава Якутии Айсен Николаев в мартовском интервью журналистам о Томторе сообщил, что конкретных решений по проекту ждут уже в этом году. С учетом новых геополитических вводных просто сидеть на кроющихся под землей редкоземах сложа руки региону не к лицу. При том, что потенциальных партнеров, откуда бы они ни были, заманивать нечем. Китай уронил цены до прямо-таки неприличного уровня.

Расположенное в глубоком Заполярье, Томторское месторождение содержит, по имеющимся оценкам, около 154 миллионов тонн руды с целой россыпью ценного содержимого. Даже при возрастании мировых потребностей в десятки раз запасов Томтора хватит на не одну сотню лет. Но, при своем богатстве, Россия производит сегодня лишь два процента от всего мирового объема редкоземельных металлов.
Месторождение было открыто в 1977 году, исследовалось несколько десятилетий, потом был длительный период, когда здесь не ступала нога геолога. Перечень всего, что можно здесь добывать, впечатляет – пирохлор, скандий, неодим, европий, титан, празеодим, иттрий... Из них наиболее востребованным является ниобий, которого в Томторе больше всего в мире. С его применением делают, например, детали для ракет и самолетов, элементы для электромобилей и солнечных батарей, контейнеры для жидких металлов, сверхпроводящие элементы вычислительных машин и большого адронного коллайдера.
По данным зампредседателя Научно-технического совета Росгеологии, научного руководителя Института геологии и минералогии СО РАН Николая Похиленко, пока изучена лишь одна шестая всего Томторского массива. При его суммарной площади в 240 квадратных километров изучено только 40, то есть одна шестая часть. Более того, богатства залегают в виде пирога, и под уже разведанными кроются новые. В этой же зоне якутской Арктики есть еще четыре массива близкого возраста и происхождения, которые вообще не исследованы.
Редкоземельные металлы (РЗМ) – это группа из 17 элементов, которые делят на легкие и тяжелые. Их не стоит путать с редкими металлами. Редких мало, а редкоземельные находятся в очень низкой концентрации. Тот же церий стоит на 25 месте среди металлов по распространенности на Земле, но чтобы его получить, нужно переработать очень много руды. Поэтому добыча – сложный и дорогостоящий процесс. К редкому сырью в разных классификациях относят до 30 видов, в том числе литий, ниобий, титан, бериллий и графит. Категория редких веществ не ограничивается только металлами. Обычно, говоря о редкоземельных элементах или применяя аббревиатуру РЗМ, имеют в виду и редкоземельные, и редкие.
Lx: 6314