Не продадим, так похвастаем. Росрыболовство в шестой раз пытается пристроить глубоководных крабов «с прицепом». Очередной аукцион по продаже двух лотов, включающих по 50 процентов квоты вылова, намечен на 19 июня. Заявки принимаются до 16 июня.
Речь идет о крабе-стригуне красном в подзоне Приморье и Западно-Сахалинской подзоне и крабе-стригуне ангулятусе в Северо-Охотоморской и Восточно-Сахалинской подзонах.
Предыдущие торги не состоялись по классической причине – нет желающих. Но Росрыболовство с упорством лосося, идущего на нерест, пытается продать квоты с нагрузкой, то есть с обязательством построить для освоения каждой половины квоты среднетоннажное судно, оснащенное для промысла на глубине до 1500 метров (длиной более 50 метров и валовой вместимостью более 1000 кубометров). Плюс оборудование, которое в России не делают.
У тех компаний, которые умеют ловить означенные виды, таких впечатляющих финансовых возможностей и близко нет.
Да проблема даже глубже. В каждом лоте по три тысячи тонн крабов. Статистика показывает, что средний годовой вылов их составляет около 900 тонн на одно судно. То есть для освоения шести тысяч тонн требуется не менее семи судов. Таким образом, для освоения квот по одному укрупненному лоту надо будет «почти» три судна плюс обязательное к постройке. И это одной компании – вскладчину лот не купишь.
Простая арифметика, но чиновники не хотят считать.
Добыча этих крабов с любым инвестиционным обременением заведомо убыточна. Глубоководный промысел высоко рискованный, сложный и дорогой. Себестоимость готовой продукции высокая, а рыночная стоимость продукции низкая. Более того, средние цены из-за санкций откатились на десять лет назад. Скромная рентабельность промысла нашла отражение даже при обновлении ставок за пользование водными биоресурсами (разница по камчатскому крабу и по стригунам ангулятуса и красного – вдесятеро).
С инвестиционной нагрузкой даже при самых благоприятных обстоятельствах, то есть без учета кредитов и таможенных пошлин, на выходе из проекта, через 15 лет, приобретателю лота светит трехмиллиардный убыток.
Неудивительно, что попытка продать квоты вылова глубоководных крабов является шестой. Это в нынешней конфигурации лотов, то есть два по половине квоты. Вообще же, с 2019 года государство предлагает эти квоты в инвестиционных целях на Дальневосточном бассейне в 16-й раз. Как правило, аукционы срываются. А если все-таки что-то продать получается, то соответствующие взаимоотношения государства со счастливыми приобретателями лотов постигает какая-нибудь незавидная судьба.
И несчастных крабов вновь выкладывают на прилавок...
При этом стартовую цену периодически сбрасывают. Сейчас, например, с более чем миллиарда до 946,7 миллиона рублей за каждый лот. А когда эти укрупненные лоты выставили на аукцион впервые (в ноябре 2024-го), то каждый из двух оценивался в 1,6 миллиарда рублей. До того квота разделялась на шесть лотов по цене сначала 507 миллионов рублей каждый, а позже Росрыболовство сбросило цену за один до 456,5 миллиона рублей. Без толку.
В 2025-м координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока воззвал к главе правительства Михаилу Мишустину по проблеме. Просили проработать вопрос исключения глубоководных крабов из списка объектов для распределения квот на аукционах с инвестиционными обязательствами.
И с этим мнением даже согласились все причастные, в том числе и Росрыболовство. Но что-то опять пошло не так... И вот – новый аукцион.
Из-за всего этого за последние пять лет неосвоенными остались более 30 тысяч тонн глубоководных крабов. Государство потеряло порядка 140 миллионов долларов валютной выручки и около двух миллиардов рублей различных фискальных сборов.
Как ни парадоксально, введение инвестиционного обременения не развивает, а убивает соответствующий флот. Так, обладающие пусть не новыми, но действующими судами для соответствующего лова компании даже вынуждены их списывать. Ведь предназначенные для аукционов объемы крабов под квоты замораживаются, и возможности осваивать их нет. Зря пропадает около 90 процентов возможного вылова. Освоить всё реально только общими усилиями. Порядка 15 предприятий не при делах, и около двух десятков специализированных краболовов скучают в портах...
Lx: 4274
