«Роснефть» продолжает «чистку» активов. На этот раз компания продала совместное предприятие с «Газпром нефть».
О чем речь?
3 сентября компания «Роснефть» отказался от своей доли (50%) в «Томскнефти». «Томскнефть» — совместное предприятие Сечина и Миллера вот уже 14 лет. 1 ноября стало известно, что долей Сечина теперь владеет «Независимая нефтяная компания» (далее ННК). Детали сделки не раскрывают.
Для справки:
Изначально «Томскнефть» входила в состав «ЮКОСа». Однако в мае 2007 года контрольный пакет томского филиала выкупила «Роснефть». На аукционе за 175,7 миллиардов рублей ($6,8 миллиардов, по прошлому курсу). Через полгода долю (50%) в «Томскнефть» купил «Газпром». За $3,6 миллиарда. С тех пор «Роснефть» и «Газпром нефть» владели активом на паритетных началах, а его оператором была «Роснефть».
У «Томскнефть» есть 32 лицензии на изучение, разведку и добычу углеводородного сырья. 25 из них — на добычу нефти и газа в Томской области, семь — в Ханты-Мансийском автономном округе.
«Активные» планы Сечина
В конце 2020 года «Роснефть» заявила о желании оптимизировать активы. Заменить часть из них «более качественными». По сути, продать «ненужное» или «трудно добываемое» другим нефтяным магнатам. Речь идет об активах на юге России, Сахалине, в Волго-Уральском регионе, Тимано-Печоре и западной Сибири.
Аналитик Advance Capital Карен Дашьян:
Со стороны «Роснефти» все выглядит рационально. Это известный в мировой практике шаг по отчуждению активов, которые уже истощены и не имеют большого потенциала роста.
История продаж
В январе 2021 года стало известно о продаже Сечиным «ННК» акций в «Варьеганнефтегаз» и Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие. Сумма осталась тайной за семью печатями. Поговаривают, правда, обошлись активы «ННК» недешево в $4 миллиарда. Правда и Сечин в долгу не остался. «Роснефть» полностью выкупила у «ННК» «Таймырнефтегаз» (лицензии на Пайяхское и Иркинское месторождения в Красноярском крае). За $9,6 миллиарда.
Затем в июле Сечин продал еще четыре нефтедобывающих предприятия (компания «Центргеко Холдинг») на юге России. Речь идет о «РН-Ставропольнефтегаз», «РН Ингушнефти». «Роснефть-Дагнефти» и «Дагнефтегаза». Подробности сделки неизвестны. Аналитики полагают, вместе все четыре актива обошлись в $150-180 миллионов.
Постоянный покупатель
22 октября «Роснефть» продала оставшийся пакет акций (16%) «РН — Северная нефть». Тоже «ННК». Теперь ННК — единственный владелец предприятия Сечина. Буквально за день этого, «ННК» увеличило долю (с 84% до 100%) в «РН — Сахалинморнефтегаз» (принадлежало «Роснефти»).
Так же на баланс компании перешли 100% других «дочек» «Роснефти». В их число вошли: ООО «Няганьнефть», ООО «Оренбург-нефть», ООО «РН-СахалинНИПИморнефть», сахалинские сервисные ООО «Сахалин-транспорт», ООО «Сахалин-бурение», ООО «Сахалин-ремонт НПО», ООО «Сахалин-сервис», ООО «Усинск-ремонт НПО». Словом, часть отработанных и ненужных Сечину активов.
Почему же «ННК» так старательно выкупает активы «Роснефти»?
«ННК» — дочернее предприятие «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. Худайнатов — бывший глава «Роснефти». Вероятно, в этом и кроется причина помощи в «генеральной уборке» активов. Этакий санитар «нефтяного леса».
Интересно, от каких предприятий Сечин избавится в ближайшее время? Ведь в планах магната «чистка» расписана до 2022 года.