Минприроды Тувы объявило тендер на работы по рекультивации отходов комбината «Тувакобальт». Ядовитые вещества полвека отравляли почву, воду и воздух в предгорьях хребта Танну-Ола.
Месторождение арсенидных никелькобальтовых руд было открыто в 1947 году, спустя три года после включения Тувы в состав СССР. ГОК «Тувакобальт» ввели в эксплуатацию в 1970 году, работали там русские специалисты. Ещё до запуска предприятия стало ясно, что содержащийся в руде мышьяк способен переходить в водные растворы и представляет опасность для окружающей среды. А спустя два года предприятие признали планово-убыточным, поскольку реальное содержание кобальта в руде оказалось в три раза ниже проектного. Тем не менее, комбинат продолжал работать до 1993 года, отходы производства всё это время складировали в открытых картах-накопителях, защищенных лишь полиэтиленовой пленкой на дне.
В 1990-х годах в республике начались противостояния между местными жителями и приезжими русскими. Началось все как раз с поселка Хову-Аксы, где жили работники комбината. В результате русские спешно покинули Туву, а комбинат попросту бросили, не законсервировав как следует. Из пяти хвостохранилищ, содержащих 1,7 миллиона кубометров отходов, только два были засыпаны еще во время работы комбината. В совокупности все пять занимают восемь гектаров и содержат 75 тысяч тонн мышьяка, по 200 тонн висмута и сурьмы, четыре тысячи тонн кобальта и никеля и две тысячи тонн меди.
В сухую погоду тяжелые металлы ветром разносит на несколько километров. Рядом с картами находятся пастбища, в почве которых содержание мышьяка превышает предельно допустимую концентрацию до 500 раз. В пять раз превышены нормативы по содержанию кобальта, цинка и никеля – в три раза. В мясе домашних животных из села Сайлыг концентрация мышьяка составляет до 14 ПДК.
С дождями ядовитые вещества проникают в подземные воду и реку Элегест, впадающую в Енисей. В 160 километрах ниже по течению, на дне Саяно-Шушенского водохранилища концентрация мышьяка составляет 1-3,95 ПДК. Содержание цинка превышено в 1-1,63 раза, кадмия – в 1-1,97 раза. Также в донных осадках находят кобальт, свинец, железо и марганец, а в воде – медь, содержание которой превышает ПДК в 2-3 раза.
Из-за опасного соседства местные жители стали постоянно болеть, резко выросло число онкозаболеваний и детская смертность, а скот рождался с аномалиями. В 2003 году на ситуацию наконец обратила внимание тувинская прокуратура, которая внесла представление о нарушении законодательства. МЧС провела обследование территории комбината и ТЭЦ посёлка Хову-Аксы. При проверке нашли контейнер с грунтом, в котором ранее хранились свинцовые шары с цезием-137. Возведенное вокруг него ограждение местные давно растащили на металлолом. Уровень радиации вокруг составил тысячу микрорентген в час. Только в 2005 году иркутские дезактиваторы вывезли радиоактивный контейнер. А хвостохранилища так и остались открытыми.
В 2013 году глава республики Шолбан Кара-оол добился включения работ по рекультивации отходов комбината «Тувакобальт» в федеральную программу «Экологическая безопасность». Однако из-за санкций и падения цен на нефть программу урезали и отходы так и остались отравлять местных жителей. В 2017 году республика нашла средства на проектно-сметную документацию рекультивации и даже предварительно договорилась с красноярской компанией «Квант» о возможности ликвидации отходов. Однако в том же году правительство республики в очередной раз решило, что отходы комбината – перспективное сырье для современной промышленности и начало искать инвестора. В 2005 году заброшенным комбинатом уже пытались заинтересовать «Норникель», в 2012 году – предлагали производителю удобрений Владимиру Осипову.
В 2019 году, когда стало ясно, что отходы никого не заинтересуют, Кара-оол снова добился включения объекта в нацпроект «Экология». В итоге на рекультивацию выделили 152,7 миллиона рублей, на эти деньги подрядчик должен будет засыпать карты-накопители и засеять территорию многолетними травами. Тендер разместили 17 февраля, заявки принимают до 15 марта.