Всемирный банк проявляет интерес к углеродному проекту на Сахалине.
О чем речь?
В первой половине ноября вице-премьер России Алексей Оверчук рассказал о заинтересованности Всемирного банка в сахалинском эксперименте. Обсуждается вопрос привлечения экспертов организации в проект. Вице-премьер:
Всемирный банк обладает большими компетенциями, в том числе и по вопросам климата. Планируем провести совместно с ним рабочий семинар по проблемам климатической повестки.
По словам Оверчука, Россия не берет сегодня займы у Всемирного банка. И не планирует этого делать.
Сахалинский эксперимент
Минэкономразвития России разработало пилотный проект по госрегулированию парниковых газов в Сахалинской области. Регион станет испытательным полигоном торговли эмиссиями воздуха. Проект пока еще разрабатывают. Эксперимент планируют начать в 2022 году. Углеродной нейтральности хотят достичь к 2025 году.
За это время власти рассчитывают построить инфраструктуру для климатических проектов. И установить целевой показатель по сокращению выбросов.
Почему Сахалин?
В первую очередь, из-за промышленного производства региона. Основной доход области приносит добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь). При которой выделяется большое количество углекислого газа. К тому же энергетический сектор в основном составляют угольные ТЭС. Они являются ключевым источником выбросов (90% за 2015-2017 годы).
Во второю, — 68% территории полуострова занимают леса. На них делают основную ставку в поглощении СО2. Еще у региона отмечают большой потенциал развития ВИЭ и водорода.
Что планируют делать?
Для начала, власти планируют подсчитать объемы выбросов и их поглощений. Затем ввести квоты на углерод и обязательную отчетность.
Однако не все согласны с «разрешающими грамотами» на загрязнение воздуха. Гендиректор ПАО «Сахалинэнерго» Игорь Бутовский предлагает освободить энергетические компании от покупки квот и штрафа за превышение установленных эмиссий. На случай если вдруг изменится топливный режим или увеличится выработка электричества. Это условие он предлагает прописать в федеральном законе «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области».
Квотировать или не квотировать?
На самом деле единого мнения на счет квот нет. Люди разделились на два лагеря. Первые уверены, что без квот не обойтись, вторые — что надо искать другой подход. Повторения китайского энергетического криза никто не хочет.
Заместитель руководителя департамента по специальным проектам и устойчивому развитию АО «МХК «ЕвроХим», представитель комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Татьяна Ларионова предлагает разработать такую систему подсчета углеродных единиц, чтобы ее признали на международной арене.
Методы регулирования выбросов, по ее мнению, должны быть сбалансированны. То есть, не угрожать развитию производств, но и стимулировать их вкладывать деньги в экологические проекты. Квоты же, на взгляд Ларионовой, могут привести к негативным социально-экономическим последствиям.
Вице-президент ПАО «Форум» по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингу Дмитрий Боровиков наоборот уверен, квоты быстрее помогут достичь углеродной нейтральности.
Сама система квотирования и торговли выбросами уже сокращает выбросы и контролирует степень этого сокращения. Появляется справедливая цена на углерод. Что важно на фоне нового трансграничного налога в ЕС.
Индивидуальный подход
Пока проект углеродной нейтральности находится на стадии разработки. Но уже сейчас эксперты предлагают расчитывать квоты отдельно для каждого региона. С учетом поглощающей способности лесов (они распределены по стране неравномерно).
В дальнейшем сахалинский эксперимент планируют масштабировать. Следующий пилотный проект могут запустить в Уральском федеральном округе.