«Роснефть» не оставляет попытки добиться от Минфина льгот для постройки монструозного нефтеперерабатывающего комплекса в Приморье. По сведениям «Интерфакса», еще 15 декабря вице-премьер Александр Новак провел совещание, посвященное реализации проекта Восточного нефтехимического комплекса.
По итогам совещания «Роснефти» предложили до 15 февраля актуализировать данные по стоимости строительства производственных объектов ВНХК и внешней инфраструктуры. Для всех объектов нужно указать не только объем финансирования для каждой очереди, но и ответственного за строительство – это может быть «Роснефть» или федеральный орган исполнительной власти. Также нужно указать, в частной или федеральной собственности будет находиться объект после ввода в эксплуатацию.
К 15 марта компания совместно с Минэнерго, Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом, Минстроем и Минвостокразвития должны рассмотреть финансирование внешней инфраструктуры из различных источников. В их числе бюджетные ассигнования, инвестиционный вычет и средства ФНБ. В прошлый раз именно посягательства на ФНБ возмутили Минфин. Также должна быть изучена возможность увеличения размера налоговых льгот сверх запрошенных «Роснефтью» по дополнительному повышающему коэффициенту (Клог) 6 для производств на Дальнем Востоке в формуле обратного акциза на прямогонный бензин и коэффициенту Крег равного двукратному обратному акцизу на нефть.
В свою очередь, «Роснефти» придется до 15 апреля уточнить финансово-экономическую модель реализации проекта. Компания утверждает, что проект ВНХК экономически эффективен при внутренней норме доходности (IRR) не менее 20%. Однако на совещании было решено проработать модель реализации при IRR не более 16,3%.
Напомним, дискуссии о строительстве ВНХК в Находке ведутся уже много лет. Первоначальный проект «Роснефть» показала в 2010 году. Пять лет спустя ему нашли крупного зарубежного инвестора – китайская ChemChina готова была взять на себя 40% совместного проекта. В 2016 году сумму необходимых инвестиций оценивали в 1,5 триллиона рублей, первую очередь собирались запустить в 2020 году. В 2017 году китайцы отказались от участия в проекте, осознав, что отдачи придется ждать намного дольше обещанного.
«Роснефть» продолжала делать хорошую мину при плохой игре и обещала в самом скором времени найти новых партнеров. Однако в 2019 году, не сумев выпросить льготы у Минфина, Сечин сдался и объявил проект нерентабельным при текущих налоговых условиях. Как раз кстати пришелся налоговый маневр по снижению экспортной пошлины и одновременном повышении НДПИ – именно его Сечин и обвинил в потере рентабельности проекта. Минфин с таким утверждением категорически не согласен: в ведомстве тогда заявили, что налоговый маневр напротив улучшал экономические показатели реализации первой очереди проекта.
Как бы то ни было, уже через год Игорь Сечин на встрече с президентом заявил, что компания готова вернуться к проекту, и в декабре Путин дал Правительству поручения, касающиеся ВНХК. Минэнерго и Минфин не раз заявляли, что проект необходим Дальнему Востоку – как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и для социального развития региона.
При этом Институт развития технологий ТЭК после очередного топливного кризиса в ДФО проанализировал потребность в строительстве нового нефтеперерабатывающего предприятия. Эксперты пришли к выводу, что текущих мощностей вполне достаточно, чтобы покрыть даже повышенную потребность во всех видах автомобильного топлива в регионе: сейчас и Комсомольский, и Хабаровский НПЗ работают не при полной загрузке. Таким образом, проблема не в дефиците перерабатывающих мощностей, а как минимум в недостатке сырья. А если объективно – то и вовсе в преобладающем экспорте топлива.
Что касается сырья, Роснефти уже сейчас не хватает природного газа для обеспечения работы Комсомольского НПЗ и судоверфи «Звезда». Двум предприятиям требуется 0,84 миллиарда кубометров в год. Кроме того, «Роснефти» понадобится 0,5 миллиарда кубометров для функционирования будущего Приморского металлургического завода. Потребности же ВНХК и вовсе оценивают в 2,3 миллиарда кубометров в год. При этом «Газпром» не горит желанием увеличивать объем поставок, справедливо отмечая, что у «Роснефти» есть и свой источник газа. Сейчас попутный нефтяной газ с «Сахалина-1» закачивают обратно в пласт, поскольку в его добычу «Роснефть» вкладываться не спешит.