Углеродные сборы: бизнес решил сократить квоты

Российский союз промышленников и предпринимателей предложил правительству пересчитать энергоплатежи. Точнее переквалифицировать категории расходов.

О чем речь?

В начале января 2022 глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин написал премьеру Михаилу Мишустину письмо. В котором предложил отнести обязательные энергоплатежи к сборам декарбонизации.

Глава РСПП Александр Шохин: 

Российские компании уже осуществляют большой объем платежей, которые так или иначе направлены на снижение выбросов парниковых газов. Эти платежи, хотя и являются, углеродным сбором, формально имеют другую правовую природу.

«Углеродные сборы»

Речь идет об обязательных платежах (или надбавках) на оптовом энергорынке. За счет них строится низкоуглеродная генерация в стране. В качестве примера Шохин приводит договоры на поставку мощности (далее ДПМ). Контракт гарантирует инвестору стабильный доход и возврат вложений (по таким договорам строят ГЭС, ВИЭ, ТЭС, АЭС).

В итоге дополнительные расходы несут компании — потребители электроэнергии. Только до 2035 года за надбавки они заплатят более восьми триллионов рублей. Эту сумму Шохин и предложил считать целевой платой за снижение углеродных выбросов.

Если пересчитать платежи на снижение выбросов только в рамках ДПМ ВИЭ, к 2035 году они составят 55 евро за тонну СО2. К слову, на Европейский бирже квотами (EU ETS) уже в конце декабря 2021 года тонна СО2 стоила почти 80 евро.

Что предлагает РСПП?

Глава РСПП предлагает переквалифицировать объемы обязательных платежей в сборы для декарбонизации. И сделать это не только в энергетической, но и в других отраслях. Например, это может быть плата за негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов метана. Или акциз на бензин и дизельное топливо, штрафы за сжигание попутного газа сверх нормы. По мнению Шохина, уже сейчас углеродные квоты могут составить 10-20 евро за тонну СО2.

Пока же эти деньги идут в другое русло. Те же акцизы. В государственную казну поступает только 25,1% из них. Остальное идет в муниципальные бюджеты. И не в качестве экосбора, а скорее инфраструктурного. Акцизы перенаправляют на строительство дорог. В региональные дорожные фонды и нацпроекты. В 2021 году поступления составили более 0,8  триллиона рублей.

Ранее за введение отечественного механизма декарбонизации выступала и энергетическая компания «Интер РАО». Однако все упирается в Запад. И в углеродную политику ЕС. Не факт, что Европа одобрит и безоговорочно примет российскую систему квотирования. Тогда бизнесу придется доплачивать налог, но уже в казну другого государства. К тому же РСПП пока так и не определился с методикой оценки.

Интересно, что ответят в правительстве. И какое решение примут в итоге.