О том, что скоро вся нефть в России перейдет в категорию «трудноизвлекаемых», давно ведутся разговоры в Минэнерго и «Росгеологии». Необходимо осваивать новые территории и усиливать геологоразведку. Глава «Росгеологии» Сергей Горьков считает самым перспективным регионом для поиска новых залежей Восточную Сибирь. Он сообщил об этом на Гайдаровском форуме (ежегодная практическая конференция по экономике).
Нефть заканчивается?
Большая часть нефтяных и газовых скважин находится в Западной Сибири, но их запасы уже на исходе. Новых месторождений на этой территории нет, только уже разведанные и работающие. При современных темпах добычи их хватит на ближайшее десятилетие, а дальше перспективы неясны. Соответственно, нужны принципиально новые разработки.
Сергей Горьков предлагает в Восточной Сибири фокусироваться на добыче газа. Но и средние нефтяные месторождения в регионе тоже есть. Крупные залежи нефти уже открыты во всем мире, и новых обнаружить уже не удастся. Пришла очередь средних, но качественных. Они более дороги в исследованиях, добыча на них затруднена. Также Восточная Сибирь достаточно сложный регион с точки зрения инфраструктуры, ее тоже необходимо будет развивать.
Сколько стоит геологоразведка?
На развитие Восточной Сибири как нефтегазового региона потребуется огромное количество ресурсов, в первую очередь финансовых. Глава «Росгеологии» говорит, что заменить выпадающую добычу позволят запасы Восточной Сибири и Арктики. Разведка новых месторождений может проводиться только при мощной поддержке государства. Начать следовало бы с переоснащения и технической модернизации самой «Росгеологии». В настоящий момент холдинг просто не располагает необходимыми техническими возможностями. Необходима оцифровка технологий, современное оборудование и внедрение новейших способов геологоразведки. Тогда увеличиваются шансы на то, что углеводороды будут найдены в достаточном количестве.
На геологоразведку в 2022-24 году планируется выделить из бюджета 31,6 млрд рублей. Половина этой суммы уйдет только на техническое переоснащение. Максимальных результатов в разведке новых запасов нефти и газа при таких затратах не достичь. Об этом говорил еще в ноябре глава Минприроды Александр Козлов. Остается надеяться на частные инвестиции: по прогнозам экспертов, крупные вложат в геологоразведку около 300 млрд рублей собственных средств с последующим увеличением по пять процентов в год.
Что насчет экологии?
При планировании нефте- и газодобычи на десятки лет вперед, следует учитывать еще и общемировые тенденции. Международное энергетическое агентство (МЭА) вообще призывает прекратить вкладывать деньги в геологоразведку и дальнейшую добычу углеводородов. Цель мировой энергетики – достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Возможно, средства, сэкономленные на геологоразведке и нефтедобыче, пойдут как раз на создание и освоение новых «зеленых» энергетических ресурсов.