В июне запустили движение по автомобильному мосту через реку Амур между Благовещенском (РФ) и Хэйхэ (КНР). Мост построили всего за три года, а еще два года после этого он простаивал из-за пандемии.
Сейчас по нему открыто движение только для грузовых автомобилей. 10 июня по мосту через пункт пропуска «Кани-Курган — Хэйхэ» в Китай отправились восемь российских тягачей автопарка ООО «Газпром гелий сервис», работающих на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе. С китайской стороны также въехали восемь грузовиков, которые привезли в Россию автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования.
Пока поток через трансграничную переправу небольшой из-за ковидных ограничений на китайской стороне. Кроме этого, постоянный пункт пропуска еще в процессе строительства. Об этом сообщили на открытии. Автомост поможет нарастить объем грузооборота до миллиона тонн грузов в год, а также сократить затраты и сроки транспортировки грузов.
По словам полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева, в перспективе этот мост может быть удобен не только с точки зрения грузовых перевозок, но и сточки зрения туризма. Он сокращает путь на 300 км по сравнению с прошлыми вариантами перемещения, а значит, благодаря этому «снижаются транспортные издержки, и значительное количество людей может пользоваться этим мостом».
«Что касается важности моста, то мы каждый день сегодня говорим о развороте России на Восток, но этот разворот нельзя сделать декларативным. Для того, чтобы он реально состоялся, нужны расширения БАМа и Транссиба, нужно строительство мостов через Амур, нужно приведение в порядок погранпереходов. Поэтому вот вся эта работа имеет, мне кажется, важнейшее значение не только для Дальнего Востока, совсем не только для Амурской области, а для всей России», — сказал полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев (Цитата — Интерфакс). Он дистанционно принимал участие в открытии моста.
Проект автомоста «Благовещенск — Хэйхэ» уникальный: его построили полностью на заемные средства, без участия господдержки. Поэтому окупаться он будет за счет платы за проезд. По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, средняя стоимость проезда по мосту для одного автомобиля составит 8700 рублей. Концессионная модель рассчитана на 20 лет. Когда мост себя окупит, стоимость станет ниже.
При этом сразу же после открытия в правительстве Амурской области сообщили, что взимание платы за проезд с грузового транспорта отменят до августа 2022 года.
До строительства моста транспортное сообщение между Благовещенском и Хэйхэ обеспечивали речные суда в период навигации, понтонная переправа и суда на воздушной подушке — в межсезонье, а зимой можно было передвигаться по ледовой дороге.
Мост построили по концессионному договору за три года: строительство начали в декабре 2016 года, а закончили в ноябре 2019 года. Затраты составили 19 млрд рублей, из которых 14 миллиардов вложены на российской территории. Возводили мост одновременно с двух сторон — и с российской, и с китайской стороны, в строительстве участвовали тысячи человек. Известно, что все материалы, из которых построили российскую часть моста, — отечественного производства. Исключение составляют французские ванты.
Стыковку пролетов произвели в конце мая 2019 года. Спустя год Минстрой России выдал разрешение на ввод моста в эксплуатацию, но открыть движение по мосту не смогли из-за пандемийных ограничений.
Длина моста — 1080 метров. Он двухполосный, общая ширина проезжей части — 11 метров. Общая протяженность мостового перехода — около 20 километров. Сюда входят шесть километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России, в которых еще 278 метров — это мост через протоку Каникурганскую.
Напомним, в апреле 2022 года также был открыт железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян. Это первый трансграничный железнодорожный мост с Китаем, он решил проблему сезонности существующих речных погранпереходов, а также сократил путь экспортируемой продукции на 700 км.
Этот мост также строили и с российской, и с китайской стороны. Китай начал строительство своей части в 2014 году, спустя год после соглашения. Россия же из-за бюрократических проволочек и поиска генподрядчика начала начала строительство только в 2016 году, к тому времени китайская часть моста была уже полностью построена.