«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», — сказал в 1969 году Нил Армстронг, ступив на поверхность Луны.
Примерно то же можно сказать по поводу того, что происходит сейчас в небольшом (12 тысяч жителей) городе Байкальске на берегу озера Байкал.
История вопроса
Напомним, что в 1966 году между поселками Утулик и Солзан в Слюдянском районе Иркутской области был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и рядом с ним город Байкальск. Город Байкальск технологически был полностью связан с заводом, в частности, обеспечивался электроэнергией и теплом от заводской ТЭС. Переработка бытовых отходов также была связана с комплексом очистных сооружений БЦБК.
Байкальск был современным прогрессивным молодежным городом, построенным на высоком для того времени уровне.
После закрытия комбината в 2013 году территория комбината была заброшена и стала зоной экологического бедствия. Особую опасность представляли отходы производства, которым могли попасть в Байкал, а также огромное количество шлам-лигнина, складированного в шлам-накопителях вокруг комбината. Все работники комбината (около 2500 человек) остались без работы.
За прошедшие девять лет население Байкальска существенно уменьшилось. Часть жителей работает вахтовым методом, остальные занимаются малым бизнесом.
В 2021 году по поручению Президента России был разработан мастер-план развития Байкальска, согласно которому город должен стать комфортным для жизни и главной точкой притяжения туризма на Байкале. Такое решение связано с уникальной ситуацией с туризмом на Байкале. Реализацию мастер-плана ведет БАЙКАЛ.ЦЕНТР — дочерняя структура ВЭБ.РФ. Кроме того, буквально на днях вышло новое поручение Президента утвердить и обеспечить финансирование программы социально-экономического развития Байкальска до 2040 года.
Байкальский туризм, который никому не нужен
Ситуация с туризмом на Байкале далека от радужной. Стремление региональных властей Бурятии и Иркутской области развивать туризм натыкается на две главные проблемы: отсутствие инфраструктуры и экологические ограничения.
Ситуация с инфраструктурой напрямую зависит от размеров Байкала (636 на 80 километров при площади водной поверхности 32 тысячи квадратных километров) и горно-таежной местностью практически на всем протяжении его береговой линии. Вследствие этого строительство дорог, гостиниц с современным уровнем сервиса, прокладка коммуникаций и сетей электропередач чрезвычайно затруднены и связаны с неадекватно высокими расходами.
Кроме того, Байкал является уникальным экологическим объектом и жестко охраняется Законом о Байкале. В частности, закон запрещает развитие промышленности на берегах озера, строительство дорог и зданий, эксплуатацию негерметичной канализации. Значительную часть побережья Байкала занимают национальные парки и заповедники, пребывание в которых туристов вообще запрещено либо ограничено.
В итоге туристы имеют возможность попасть лишь в некоторые популярные места на берегу озера: малоинтересные и неразвитые в туристическом плане Култук и Слюдянку, Листвянку с крайне ограниченными рекреационными возможностями в силу отсутствия свободного места, остров Ольхон и район Малого моря. Две последних локации находятся достаточно далеко от Иркутска (более 250 километров), а переправа на Ольхон связана с многочасовыми очередями на паром.
Крайне интересный в туристическом аспекте Северный Байкал практически недоступен рядовому туристу, так как добраться до него можно либо на поезде (более суток от Красноярска и почти двое суток от Иркутска) либо на крайне редко летающем и очень дорогом самолете (10 тысяч рублей за полуторачасовой рейс по состоянию на июль 2022 года).
Региональные власти оказываются заложниками ситуации: с одной стороны, им необходимо развивать туризм, с другой, они не имеют такой возможности из-за законодательных ограничений и отсутствия финансирования.
Байкальск как спасение
В этом плане Байкальск как туристическая локация является абсолютно недооцененным.
Байкальск хорошо известен как зимний горнолыжный курорт. Жители Байкальска отлично вписались в туристическую инфраструктуру, лояльно относятся в тысячам горнолыжников, ежедневно появляющихся в городе. В городе хорошо развит гостиничный сервис, в первую очередь сдача частных квартир посуточно.
Через Байкальск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автомобильная трасса «Байкал».
Летом, однако, количество туристов в Байкальске крайне незначительно. И это удивительно, так как юго-западный берег, на котором расположен Байкальск, славится теплой водой и хорошими пляжами. Безусловно, вокруг Байкальска нет таких потрясающих пейзажей, как на Малом море, однако есть не менее красивый хребет Хамар-Дабан, буквально нависающий над городом.
При альтернативе «пять часов по плохой дороге, многочасовая очередь на паром и ледяной Байкал с неблагоустроенной турбазой на Ольхоне» и «полтора часа по федеральной трассе и теплая вода с современной гостиницей в Байкальске», подавляющая часть туристов выберет второе. Особенно избалованные сервисом туристы из Москвы, которых «нюансы» байкальского туризма обычно приводят в ужас.
Использование Байкальска в качестве основной туристической локации на Байкале назрело давно. Проблемы лишь две: сила привычки туристов и некая сезонная ограниченность Байкальска. Город многие годы ориентировался только на горнолыжный курорт, летнее времяпрепровождение туристов в нем попросту не развито.
И вот тут мы подходим к возможностям, открывающимся благодаря тропостроению.
Тропа как элемент туристического бизнеса
Казалось бы, культурно сделанная тропа — это мелочь, которая не способна привлечь туристов, и тем более туристов с деньгами. Но это не так.
Не будем вдаваться в тонкости тропостроения, приведем лишь один пример.
На территории Байкальского заповедника в поселке Танхой (75 километров на север от Байкальска) не так давно волонтеры построили цепочку экологических троп, объединенных в единый комплекс. Тропа создана при участии сотрудников заповедника и представляет собой деревянный настил (с лестницами в опасных местах) по так называемому «малому кольцу» заповедной зоны. С тропы не рекомендуется сходить — в первую очередь из-за соображения сохранения природного ландшафта. Однако это, как правило, и не удастся — в основном тропа идет по верховому болоту.
Сразу после строительства тропы, она начала привлекать огромное количество туристов. Нюанс туризма, особенно семейного, заключается в том, что туристу очень хочется посмотреть какую-то достопримечательность. Но при этом не связываться с сложными и тяжелыми маршрутами, требующими специальной подготовки, оборудования и одежды. Двухчасовая неспешная прогулка по тропе, снабженной пояснениями по животному и растительному миру, с красотами Хамар-Дабана и Байкала, вполне под силу даже с детьми в колясках. Прошло буквально несколько лет, и тропа стала очень популярной. А вслед за этим и сам Танхой стал активно развиваться как туристическая локация.
Тропостроение стало одним из первых шагов при реализации мастер-плана по созданию «нового» Байкальска. Уже в этом году волонтеры проложат первую тропу «Байкальская верста». Она начинается с реки Солзан, а в будущем обогнет всю территорию Байкальского ЦБК.
В планах БАЙКАЛ.ЦЕНТР — довести протяженность троп до целых ста километров к 2025 году. Причем уже сейчас реализуется проект «тропа у дома». Дело в том, что город Байкальск расположен фактически в лесу: в некоторых дворах растут десятки таежных деревьев. Авторы проекта считают, что тропа по заповедным местам должна начинаться прямо от подъезда. В будущем микрорайоны Байкальска и экологические тропы будут объединены в одну систему.
Мы не напрасно вынесли в подзаголовок слово «бизнес». Тропа — это способ притяжения туристов в интересные места. Следом за этим придет частный бизнес с гостиницами, кафе, транспортом. Большой бизнес всегда начинается с малого.
Музей БЦБК — как из старого металлолома сделать культурный объект
Еще одна реализуемая прямо сейчас идея БАЙКАЛ.ЦЕНТР совместно с администрацией города — это музей БЦБК.
Казалось бы, что интересного, особенно для туриста, может быть в останках былого советского промышленного величия? Но это не так.
Сама по себе история БЦБК, от его проектирования до закрытия, является весьма показательной и поучительной. Благодаря усилиям всех неравнодушных удалось сохранить ценные экспонаты, в том числе весь архив комбината. Когда это будет представлено в формате музея, это станет еще одной точкой притяжения для туристов.
Ведь с точки зрения экономики, туристу необходим определенный комплекс услуг. Это: комфортное (либо условно-экстремальное) проживание, нормальное (желательно аутентичное) питание, и определенный набор разнообразных впечатлений. Вот в слове «разнообразный» и кроется секрет туристического успеха Байкальска.
Именно в Байкальске сосредоточены, казалось бы, плохо совместимые объекты впечатлений: горы, огромное и чистое озеро, пляжи, а после 2022 года — и интересные экологические тропы. Ценность Байкала как объекта впечатлений в том, что он в разную погоду совершенно разный, не говоря уже о том, что зимний Байкал и летний Байкал — это два разных озера.
Теперь к этому прибавится еще один элемент — промышленный музей. Таких музеев в принципе очень мало в мире, и музей БЦБК имеет шанс стать очень популярным у туристов. А туристу на самом деле важно просто посмотреть на что-то необычное — да еще и сфотографироваться на фоне этого необычного.
Глэмпинг и другие прелести байкальской жизни
Кстати, возвращаясь к комплексу услуг. В планах БАЙКАЛ.ЦЕНТР — не только создание гостиниц, но и формирование Всероссийского молодежного кампуса на территории бывшей промплощадки БЦБК. Это и событийная инфраструктура, и жилой комплекс, как раз относящийся к «условно-экстремальному» проживанию. На территории бывшей «лесной биржи» БЦБК будет создан глэмпинг, совмещающий в себе «палаточную» жизнь с комфортными условиями: душем, туалетом, цивилизованной мебелью и качественным питанием.
Основной ориентир этого кампуса — проведение молодежных мероприятий. К слову, создаваемый на этой инфраструктуре федеральный экологический молодежный проект ЭКО.ЦЕХ уже был представлен Министерством по молодежной политике Иркутской области и получил поддержку Президента России. При этом в перерывах между мероприятиями кампус вполне может выполнять функции гостиничного комплекса. А учитывая, что он будет располагаться практически на берегу Байкала, есть все основания полагать, что он станет гораздо популярнее обычных гостиниц.
Что касается аутентичного питания, то здесь Байкальск может стать настоящей столицей гастрономического туризма. Город давно находится в зоне влияния бурятской и монгольской кухни, а это означает все великолепие восточных блюд, абсолютно экзотичных для большинства туристов. Кроме того, на берегах Байкала много своих, уникальных блюд — прежде всего на основе байкальского омуля и хариуса, кедрового ореха, напитков на основе трав и ягод.
Нетрудно заметить, что при желании и хорошем стечении обстоятельств, авантюра (в хорошем смысле этого слова) БАЙКАЛ.ЦЕНТР может и получиться. А это означает, что у города Байкальска действительно может оказаться очень хорошее новое будущее. И вполне вероятно, что через пару десятков лет этот небольшой город начнет конкурировать с Сочи.
Фото автора.