Падение миллиардера Зюзина: «Мечел» на грани краха

Горно-металлургический холдинг «Мечел» сообщил о просрочке многомиллиардных долгов. Компания публично заявила, что у нее «нет ресурсов для погашения просроченной задолженности или для удовлетворения требований об ускоренном погашении».

Как ни парадоксально, известия о тяжелом положении российской компании пришли из Америки. В марте 2021 года на сайте комиссии по ценным бумагам и биржам правительства США было размещено объяснение ПАО «Мечел» по долгам. Из объяснения следует, что у группы имеется значительная задолженность, которую она не в состоянии погасить без рефинансирования или реструктуризации. Также сообщается, что был допущен дефолт по платежам основной суммы долга и процентов по соглашениям группы по экспортной кредитной линии с международными кредиторами.

Не добавляют оптимизма и прочие новости, уже связанные с положением холдинга на отечественном финансовом рынке. В 2020 году «Мечел» подписал договор о продаже Эльгинского угольного завода (юго-восточная Якутия) за 89 миллиардов рублей. Продажа привела к сокращению внеоборотных активов практически в два раза, с 246 до 124 миллиардов рублей. Примечательно, что весь доход от продажи пошел на погашение кредитов перед «Газпромбанком» и «ВТБ» в течение десяти лет.

Не исключено, что такими темпами у «Мечела» активы закончатся быстрее, чем получится рассчитаться с долгами. Так, согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а 2019 году у компании было активов на 312 миллиардов рублей, а в 2020 их осталось всего на 193 миллиардов.

В настоящий момент в «Мечел» входят свыше 20 предприятий, среди них производители угля, железной руды, стали, проката, ферросплавов, тепловой и электрической энергии. Безусловно, своеобразным сердцем финансово-промышленной группы является «Челябинский металлургический комбинат», от которого в разные концы страны и мира расходятся ниточки различных активов «Мечела».

Интересы компании представлены и в Восточной Сибири. Так, в Кемеровской области «Мечел» владеет угольной компанией «Южный Кузбасс», а также является ценным игроком на местном энергетическом рынке – в ООО «Мечел-энерго» входят Южно-Кузбасская ГРЭС и компания «Кузбассэнергосбыт».

В Иркутской области холдингу «Мечел» принадлежит завод ферросплавов в Братске и «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» в Железногорске-Илимском – для небольшого городка с населением в 20 тысяч человек местный ГОК является жизненно важным предприятием.

Остается резюмировать, что финансовая деградация «Мечела» наблюдается уже не первый год, однако с каждым разом ситуация становится все хуже и хуже. При банкротстве «Мечела» пострадают не только лично председатель совета директоров Игорь Зюзин и влиятельные акционеры компании, но и, что важно, множество рядовых работников на предприятиях финансово-промышленной группы.