Сергей Сенников, заместитель директора УК «Норебо» по международным вопросам и связи с общественностью, считает, что на данный момент российские предприятия не могут полностью заменить иностранных производителей рыбоперерабатывающего оборудования.
Об этом, а также о том, как продвигается строительство траулеров для компании, он рассказал в интервью «Медиапалубе». Тезисно приводим основные выдержки из этого интервью.
Компания рассчитывает построить 16 судов: все проекты будут реализованы, но некоторые — с задержками. На «Северной верфи» для «Норебо» строят серию из 10 траулеров-процессоров проекта 170701, разработанного КБ «Наутик Рус». Строительство головного траулера близко к завершению: планируется, что верфь передаст его компании до конца года. Сдачу первого серийного судна ожидают в начале 2023-го.
Шесть судов этой серии будет эксплуатировать на Северном бассейне, все основное оборудование для них есть. Другие четыре судна из этой десятки рассчитаны на Дальний Восток. В проекте есть небольшие корректировки: у них будет отличная от северной флотилии фабрика и тралы.
«По ним действительно возникли небольшие проблемы с комплектующими. Сейчас мы проработали альтернативы по всем десяти судам — все оборудование либо уже у нас „на руках“, либо будет получено в ближайшее время. В общем и целом, этот проект не приостановлен. Сроки затягивает верфь, но на это есть свои объективные причины. В целом, процесс идет — медленнее, чем хотелось бы, но тем не менее», — говорит Сенников.
Еще четыре судна-ярусолова для промысла трески и палтуса на Дальнем Востоке будут строить для замены старого флота (ярусников, построенных в 90-х в Германии) на предприятии «Пелла-Стапель» в Ленинградской области.
Еще два судна по «уже более классическому проекту среднетоннажных траулеров» для Северного бассейна строит «Пелла-Стапель»: по оценкам Сенникова, она будут достроены в конце 2022 года или в начале 2023-го.
Российские предприятия пока не способны производить и поставлять все необходимое оборудование для промыслового флота. «Какие-то элементы в России производятся — к примеру, здесь можно приобрести морозильное оборудование. Но полностью заменить иностранных производителей того же рыбоперерабатывающего оборудования сейчас невозможно», — утверждает Сенников.
По его словам, это большая отрасль достаточно узкой специализации со множеством нюансов, которые можно понять только на практике: техника создается в тесной связи с предприятиями-заказчиками, обслуживается, модернизируется в течение длительного периода. Поэтому в мире в принципе не так много производителей этого оборудования.
«Рыбоперерабатывающая фабрика — это сложный механизм. Для ее производства предварительно необходимо создать множество других составных элементов, в том числе технологического оборудования для разделки рыбы и производства продукции на борту. Производятся расчеты, чтобы фабрика подходила конкретному судну — не влияла на его остойчивость, отвечала закладываемым объемам вылова, согласовывалась по количеству мест для хранения и так далее. Выпуск фабрик — это не конвейерное производство. <…> Конечно, в России планы по запуску аналогичного производства есть, но конкретных результатов пока мы не наблюдаем. Надеемся, что в ближайшее время появятся отечественные исполнители, либо будут локализоваться иностранные производства», — говорит Сенников.
Страны, которые могут поставлять оборудование российскому флоту и готовы работать с РФ, есть — это не только Китай и Корея, есть и «старые поставщики, в том числе из Европы, не хотят прекращать с нами работать». В России строится большое количество промысловых судов, для производителей этот рынок более чем перспективен. Пока каждая компания решает вопросы поставок самостоятельно, «вручную», хотя и Минпромторг пытается наладить поставки в массовом порядке.
Проблема параллельного импорта не только в дальнейшем обслуживании поставленного. Скопировать какую-либо технику в производственных условиях РФ несложно, но эта эта техника должна развиваться, через какое-то время производитель должен предлагать новые варианты по улучшению, формировать линейку в зависимости от потребностей потребителей.
Что касается судоремонта: есть компании, которые отказывают в ремонте российского флота, но есть и те, кто продолжает работу. Эта проблема сильнее коснется Дальнего Востока, так как на Северо-Западе еще есть какие-то судоремонтные базы, хотя и они загружены и ограничены по функционалу. Поэтому «Норебо» занялась строительством собственного судоремонтного комплекса на Камчатке. Также компания строит терминал по комплексному обслуживанию промыслового флота и перевалке рыбпродукции на Кольском полуострове.