Новости о собрании G7 пугали новыми ограничениями: например, санкциями в отношении алмазной отрасли или запретом на ввоз на Дальний Восток подержанных японских автомобилей.
На этот раз с интересом ждем, о чем в итоге договорятся, и какие ограничения последуют. Потому что пока под введенные уже новые британские, американские и другие санкции попали российские компании, которые так или иначе и до этого были под ограничениями разных стран (в их числе, например, «Полюс», «Мечел», «Северсталь», «Полиметалл» и другие), а фактическое обсуждение других предстоящих санкций сводится к символическим ограничениям де-юре экспорта из России (газ по газопроводу «Ямал — Европа» и так уже не поставляется, и потому введение запрета со стороны ЕС на импорт газа по нему никак не отразится).
Что касается российских алмазов, то кажется, их действительно нечем заменить, как сказал недавно экс-глава «Алросы» Сергей Иванов. Потому что до G7 об ограничении экспорта алмазов говорили очень острожно, с поправками на то, что это ударит по некоторым странам вроде Бельгии и Индии. Изменится ли что-то сейчас — посмотрим, но по факту пока предлагается лишь создать систему отслеживания алмазов из России, при чем как это будет сделано — не очень понятно.
Не будем тешить себя иллюзией, что санкции нам нипочём, но всё-таки алмазная отрасль в прошлом году оказалась на скамье наименее пострадавших от санкций. Да, сокращение экспорта на ключевых направлениях в прошлом году всё же произошло, потребовались перестройка логистики и хитрости с оплатой. Но всё это компенсировал рост цен на алмазы, возникший на фоне дефицита. «Алросе» он позволил, несмотря на сложности, как сказал Иванов, оставаться в «хорошей финансовой форме».
С ограничениями, которые может ввести Япония, тоже интересно: да, эта страна поддерживает политику санкций в отношении России, но сохраняет при этом и стремится сохранить ключевые экономические связи с ней. Например, Япония в прошлом году серьезно увеличила затраты на закупку рыбы и морепродуктов, которые добывают на Дальнем Востоке. Причиной стали плохие условия рыболовства (и кстати, не исключено, что повлияли на это ответные ограничения на вылов для японских рыбаков со стороны России).
Ещё Япония сохранила свои доли в нефтегазовых проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и перезаключила контракты на поставки российского СПГ. То есть несмотря на поддержку санкционной повестки, Япония всё равно остается верна своим интересам и своей выгоде. Станет ли она отказываться от давно поставленных на поток в Россию и увеличившихся в прошлом году перегонов японских автомобилей с пробегом? Пока это будет приносить ей выгоду — вряд ли.
Свежие новости это подтверждают: газета Nikkei пишет, что Япония введет новые санкции в виде ограничений на экспорт товаров, но только для 80 российских организаций, связанных с вооруженными силами. Еще будут заморожены счета ста российских физических и юридических лиц, чтобы не позволить России обходить уже существующие санкции. Также японские компании не смогут оказывать услуги клиентам из России в сферах архитектуры и строительства. И на этом с ограничениями пока всё.