Только семь (из 114) мариферм в Приморье прошли государственную экологическую экспертизу. Остальные не смогли оплатить проверку. На марикультурные участки никто не выезжает. Владельцам ферм приходится нанимать специализированные компании, которые берут за осмотр одного участка от пяти миллионов рублей.
Ситуация усложняется, когда в пользовании не один, а несколько участков. Владельцу марифермы придется сильно постараться, чтобы получить положительное заключение экспертизы. Без него деятельность на ферме совершать запрещено. Если на акваферме не ведут хозяйственную деятельность два года, государство принудительно забирает ферму и перепродает.
О марикультуре
Марикультура – направление аквакультуры. В котором люди занимаются разведением или выращиванием водных организмов (водорослей, моллюсков, ракообразных и рыб). Правительство России позиционирует марикультуру как одно из современных направлений развития экономики. За счет производства морепродуктов на фермах власти хотят закрыть потребности россиян. И в дальнейшем выйти с отечественной продукцией на экспорт.
Однако на пути развития отрасли стоит барьер. В виде государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) Росприроднадзора. Дело в том, что в 2013 году выпустил закон, по которому опасные промышленные производства обязали проходить ГЭЭ. Законопроект должен был упорядочить дноуглубительные работы. Но из-за неточной формулировки марикультура, которая не ведет дноуглубительные работы, оказалась в категории опасных промышленников. И тоже с того момента обязана проходить экологическую госэкспертизу. Что не представляется возможным.
Еще год назад вице-премьер Юрий Трутнев в своем поручении № ЮТ-П47-19пр квалифицировал ГЭЭ марикультуры как «административный барьер». И обязал Минприроды России и Росприроднадзор представить предложения по его устранению. Однако воз и ныне там. Ведомства ничего не меняют.
Проблема в цифрах
И Минприроды, и Росприроднадзору прекрасно известно о ситуации с ГЭЭ. Но никаких изменений не происходит. От чего страдают марифермы. Чтобы участок проверили (никто не выезжает на марикультурные участки), владельцу фермы приходится нанимать специализированную фирму. Компании берут за проверку одного участка от пяти миллионов рублей.
Таких рыбоводных участков только в Приморском крае более 300. Путем несложных математических вычислений получаем 1,5 миллиарда рублей. За ГЭЭ. Проблема в том, что экспертизу надо проходить каждые 5-10 лет. Цены на прохождение бумажно-бюрократической процедуры растут ежегодно.
Однако это еще не все. Марифермам, которые не получили положительное заключение госэкпертизы, закон запрещает осуществлять деятельность. При этом, согласно тому же закону, если на рыбоводных участках два года не ведут хозяйственную деятельность, государство изымает их и перепродает.
Ситуация следующая, например решил предприниматель заниматься аквакультурой. Взял многомиллионный кредит, купил участок, инвестировал в дело. Но не прошел госэкпертизу: на нее еще один кредит потребовался. Деятельность осуществлять не может. Кредиты выплачивать — тоже. Через два года у него участок отобрали, остались только кредиты и проценты по займам. Кто в таком случае захочет заниматься аквакультурой?
Иностранные конкуренты
Из-за того, что марикультуру приравняли к опасному промышленному производству, пройти экспертизу владельцам ферм достаточно трудно. В Приморье из 114 ферм ее прошли только семь.
Ассоциации марикультурных организаций Приморского края (АМКОР):
Парадокс, но госэкоэкспертиза марикультуры Росприроднадзора дублирует аналогичные функции Росрыболовства. То есть, обязует проводить экспертизу любой планируемой хозяйственной деятельности в море и на берегу на соответствие природоохранным и экологическим требованиям. В таких условиях отечественные мариводы проиграют конкурентную борьбу иностранным поставщикам.
Заниматься марикультурой в России невыгодно. Гораздо дешевле закупать продукцию за рубежом. Эксперты АМКОР предполагают, что если ситуация не измениться, то это негативно скажется на отрасли. И в будущем от нее совсем откажутся. Интересно, внесут ли протравки в закон Минприроды и Роспотребнадзор.
Фото: пресс-служба «АМКОР», fishnet.ru, eastrussia.ru