Большие надежды «Восток Ойл»

Вокруг нефтегазового проекта «Восток Ойл» — много шумихи и информационного бума. Промышленный кластер на арктическом Таймыре (Красноярский край) бьёт рекорды — пока только в части прогнозов и озвучиваемых цифр на перспективу. Что известно о проекте, которым глава «Роснефти» Игорь Сечин пообещал увеличивать российский ВВП на 2% ежегодно?

Ресурсная база 

Сырьевой базой для проекта станут месторождения Ванкорского кластера (15 месторождений, крупнейшие из которых — Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское), Западно-Иркинский участок, Пайяхская группа месторождений, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера.

В цифрах 

Ресурсную базу всех месторождений кластера оценивают примерно в 5 миллиардов тонн лёгкой малосернистой нефти, которая считается премиальной. Как сообщил Игорь Сечин на встрече с главой государства в ноябре 2020-го, эта нефть — лучшая в мире, даже лучше ближневосточной.

Сумму инвестиций называют на уровне 10 триллионов рублей. Для реализации проекта планируется создать внушительную инфраструктуру: порт, два аэродрома и суда ледового класса для транспортировки сырья по СМП, магистральные и внутрипромысловые трубы протяжённостью более 800 километров, энергетическую инфраструктуру мощностью 2 тысячи мегаватт, а также 15 промысловых городков. По количеству новых рабочих мест звучит цифра в 100 тысяч.

По словам Игоря Сечина, к 2030 году добыча в рамках «Восток Ойл» выйдет на уровень 115 миллионов тонн нефти — это 20% всей российской добычи.

Инвесторы

Осенью 2020 года 10% в проекте купил сингапурский транснациональный трейдер Trafigura. Специализируется на торговле металлами, энергией и углеводородным сырьём. Крупнейший в мире поставщик нефти и металлов. Трейдер давно работает с «Роснефтью» и в последние годы увеличивает своё присутствие на российском рынке.

В мае стало известно, что нефтегазовый кластер до конца текущего года может обзавестись ещё одним инвестором. Как сообщили в «Роснефти», компания ведёт переговоры с «целым рядом сторон» и ожидает, что  одна из них присоединится к проекту.

Не только нефть

«Роснефть» делает ставки не только на нефтяную промышленность, но также намерена создать на базе «Восток Ойл» СПГ-производство. СПГ-проекты компании в рамках арктического кластера уже включены в стратегию развития СПГ в России до 2035 года. Речь идёт о трёх проектах, один из которых — завод «Таймыр СПГ» мощностью 35–50 миллионов тонн.

Текущий этап: нефтеналивной терминал и энергетическая инфраструктура 

В конце мая «Роснефть» объявила о начале строительства нефтеналивного терминала «Бухта Север». Терминал появится на восточном берегу Енисейского залива на базе расширяемого морского порта Диксон (в 40 километрах от него). Положительное заключение по проектной документации и инженерным изысканием было получено в марте. Строительством будет заниматься холдинг «Объединённой энергостроительной корпорации».

1-й этап строительства порта предусматривает возможность годовой отгрузки до 30 миллионов тонн нефти к 2024 году. К 2030-му, после реализации 2-й и 3-й очереди по вводу в эксплуатацию, объём нефтеперевалки увеличится до 100 миллионов тонн нефти в год.

Для транспортировки нефти с месторождений «Восток Ойла» на терминал планируется построить 770 километров нефтепровода. Далее нефть танкерами пойдёт по Северному морскому пути в порты России, Европы и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Параллельно с этим «Интер РАО» начала проектирование первостепенных объектов генерации для энергоснабжения проекта. Как сообщил член правления компании Алексей Маслов в ходе телеконференции с инвесторами, энергетические объекты должны появиться до 2025 года включительно.

Сомнения

Несомненная жемчужина арктического кластера — Пайяхская группа месторождений с поставленными на баланс запасами в 1,2 миллиарда тонн нефти. Данная цифра делает месторождение крупнейшим в истории страны.

Специалисты из области геологоразведки указывают на то, что заявленные запасы могут быть переоценены, потому как Пайяха является малоизученным месторождением, где не проводилось в достаточном количестве разведочное бурение. Геологические риски сейчас называют главными для выхода амбициозного проекта на рентабельность и заявленные цифры по отдаче.