Кузбасские угольщики, хотя и загнали себя в угол собственной неразумной политикой, тем не менее, не лишены перспектив совсем. Новейшие исследования создают определенные перспективы использования кузнецкого угля, даже если его экспорт совершенно отпадет.
Речь о том, что в Китае была разработана технология производства пищевого белка из угля. Решающий вклад в нее сделали ученые из Тяньцзиньского института промышленной биотехнологии Китайской академии наук под руководством профессора Ву Синя.
Переработка двухстадийная. Первая стадия — это все тот же немецко-фашистский метод Фишера-Тропша, с некоторыми новейшими модификациями. Уголь термически разлагается на синтез-газ, который при температуре 200-400 градусов и под давлением до 30 атмосфер пропускается через колонну синтеза с катализаторами (оксид цинка, меди или хрома), в котором происходит синтез метанола.
Вторая стадия — это собственно китайская разработка. Исследователи подобрали из более чем 20 тысяч штаммов дрожжей наиболее перспективный вид Pichia pastoris, затем модифицировали его ген, чтобы дрожжи могли перерабатывать порядка 67% метанола в белок. Это, в общем, не новость, метилотрофные бактерии известны давно и даже находили определенное применение. Но китайские исследователи, похоже, создали крупную промышленную технологию по переработке метанола в белковую массу.
Этот пищевой белок может быть использован в качестве кормовой добавки в корм животным и рыбам, более того, аналогичный белок, производимый в США, именно так и употребляется. Однако, думается, что следующий шаг, который могут сделать в Китае — это разработка и продвижение пищевых продуктов из дрожжевого белка. Это вопрос некоторых исследований и разработки соответствующей кулинарии.
Таким образом, выходит, что уголь можно съесть. С учетом запасов кузнецкого угля, голод нам не грозит.
Если рассматривать возможность развития подобной технологии в Кузбассе, то наиболее рационально использование для этого двух видов сырья, которые сейчас фактически бросовые. Первый — это шахтный метан, извлекаемый при вентиляции или через системы дегазации. Метан довольно легко превращается в синтез-газ для последующей переработки в метанол. Второй — различные угольные отходы, угольная пыль, низкосортный уголь. Их переработка в метанол и далее в пищевой белок не только даст дополнительные доходы, но и сделает шахты и их окрестности несколько чище.
Кроме того, существуют возможности развития органического синтеза, использующего метанол в качестве сырья. Он используется для производства формальдегида и синтетических смол на его основе, диметилтерефталата (полупродукт для получения ПЭТ-пластика, из которого делаются пластиковые бутылки), еще целого ряда химических веществ. Также есть интересная технология переработки метанола в бензин. Таким образом, можно развить производство сразу нескольких ценных и широко продаваемых химических продуктов.
Весь вопрос теперь в том, чтобы создать хотя бы опытное производство, которое даст опыт для создания более крупных предприятий по производству пищевого белка из угля. В сущности, если кузбасские угольщики не начнут делать нечто подобное сейчас, то вряд ли они протянут на своем экспорте более чем 10-15 лет.