Развитие туризма — это приоритет в регионах, где есть потенциал, и власти ставят себе цель наращивать доходы бюджета за счет реализации проектов в турсфере и роста потока туристов. Разбираем, как обстоят дела с туризмом на озере Байкал и какие перспективы у этой сферы в 2024 году.
Турпоток в Иркутскую область в 2023 году не вырос
Руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова рассказала, что в 2023 году регион посетили 1,7 миллиона туристов. Ровно столько же, сколько в 2022 году. Хотя изначально в минтуризма рассчитывали на прирост до 1,8 миллиона.
Тем интереснее теперь дождаться данных по туристическому потоку от министерства туризма Бурятии. Потому что там тоже прогнозировали рост числа туристов. В 2022 году насчитали 520 тысяч туристов, а в ноябре 2023 года власти республики прогнозировали, что перешагнут отметку в 600 тысяч человек.
Эти данные демонстрируют, что пока взрывного роста туризма на Байкале нет. Иркутская область держит планку за счет изначально более развитой инфраструктуры, числа туробъектов, гостиниц, и пока только строит планы развития (это всяческие мегапроекты вроде курорта «Байкальская слобода» в Тальцах или круизного лайнера для Байкала).
Бурятия же вовсю пользуется дальневосточными привилегиями (те же субсидируемые перелеты), возможностями нацпроектов и активно вкладывается в строительство номерного фонда, причем доступного по цене и приличного по качеству. Пока вряд ли можно говорить о том, что Бурятии удается перетянуть на себя туристический поток. Хотя небольшая тенденция уже есть.
Какие перспективы у сферы байкальского туризма в 2024 году?
Постепенно начнут возвращаться туристы из Китая. Их не было на Байкале со времени пандемии, однако до нее составляли серьезную часть туристического потока. За то время, пока граница с Китаем была закрыта, в турсфере Байкала многое поменялось (и кстати, в лучшую сторону), и как раз произошел рост внутреннего турпотока.
Теперь турпотоку из Китая потребуются, скорее всего, новые места размещения (все, что работает сейчас, уже занято внутренними туристами на месяцы вперед). За хорошие условия, гидов и транспорт какое-то время им придется конкурировать с нашими туристами. И это хорошо: пока перспектива для строительства качественных туробъектов, курортов, лайнеров действительно есть. Главное, как говорится, не тормозить с этим.
Интерес к зимнему туризму растет, и это прекрасно. Раньше бытовало мнение, что у Байкала в целом короткий туристический сезон — пик был в июле-августе, а потом шло на спад до следующего лета. Теперь это меняется: туристов привлекает красивый лед, горнолыжка и другие зимние активности. Поэтому регионам безусловно стоит еще активнее продвигать предложения зимнего Байкала.
Бурятия будет серьезнее конкурировать за туриста с Иркутской областью. Во-первых, потому что к спросу качественно наращивает предложение (строительство номерного фонда мы уже упомянули выше). Во-вторых, потому что регион работает над позиционированием и популяризацией отдыха на бурятской стороне.
В-третьих, в этом году должен заработать новый терминал аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ. Достойное здание в национальном стиле позволит существенно увеличить пассажиропоток (до этого у аэропорта были довольно скромные возможности), а еще его не стыдно будет показать туристам. В отличие от времянки, которую планируют построить в аэропорту Иркутска.
Добавим сюда субсидированные дальневосточные перелеты, доступные республике, и возможность увеличить перевозки пассажиров в целом, и Бурятия получает еще одно преимущество и возможность перетянуть турпоток на себя.
Фото: Екатерина Долинская / rubabr.com