Polymetal сделал это. 100% акций АО «Полиметалл», которому принадлежали российские золотодобывающией активы, проданы АО «Мангазея Плюс» за 3,69 млрд долларов. Сделка была закрыта 11 марта 2024 года.
Это решение было принято руководством компании, с одобрения акционеров, после того, как в мае 2023 года США наложили санкции на АО «Полиметалл», что угрожало введением санкций против всей группы. Polymetal некоторое время пытался сохранять нейтралитет, пытаясь выжить в условиях обострения отношений России и США. По компании сильно ударило падение курса акций в феврале-марте 2022 года. В то время руководство Polymetal уже рассматривало деление бизнеса на российскую и казахстанскую часть. Потом компания перерегистрировалась с Кипра в Казахстан, в Международный финансовый центр Астана (МФЦА). Но, в общем, попытки сохранить бизнес в условиях международной конфронтации оказались безуспешными.
Polymetal все-таки обесценился
Для меня, как бывшего акционера Polymetal, все это — история несбывшихся надежд. Я полагал, что компания сможет устоять и вернуть свои прежние позиции, а ее акции вернут свой прежний курс и будут хорошим вложением капитала. С точки зрения запасов, производственных и финансовых показателей Polymetal не выглядел загибающейся компанией. Но, в октябре 2023 года пакет акций мне пришлось продать с убытком, ибо надежды на подъем курса акций рассеялись. В феврале 2022 года цена акций доходила до 1237 рублей за штуку. В октябре 2023 года — от 502 до 574 рублей. Теперь — 361 рубль в среднем. Polymetal обесценился в 3,4 раза.
Компания платила дивиденды с 2012 года почти десять лет, по два, иногда по три раза в год, причем в долларах. Доходность достигала 5-7% в год. С учетом долларовых дивидендов это было неплохо. Последние дивиденды были в сентябре 2021 года. Резкое падение курса акций, прекращение выплат дивидендов, а теперь и продажа большей части бизнеса — все это ставит крест на Polymetal как на выгодной компании для вложения капитала, по крайней мере, для мелкого инвестора, вроде меня. У крупных держателей акций могут быть свои соображения.
Одна пятая компании
Российская часть компании делала валовую добычу и валовую выручку. В 2023 году добыча в России составляла 1714 тысяч унций золота, а выручка составляла 2,13 млрд долларов. В Казахстане компания добыла 486 тысяч унций золота и получила выручку 0,89 млрд долларов.
Таким образом, у Polymetal после продажи российских активов осталось чуть более пятой части добычи или 22%.
Вместе с российскими активами ушли и наиболее перспективные месторождения, и ряд крупных проектов по развитию производства. Компания получила выручку примерно за полтора года работы, но сильно потеряла в перспективах своего развития. Появится ли еще шанс вернуть былые позиции в золотодобыче — это большой вопрос. Ответить на него непросто, потому как кроме чисто предпринимательских моментов есть еще и политические факторы, изменение которых предсказать непросто.
Polymetal встал перед выбором, по существу, политического свойства: остаться в России или вместе с западным бизнесом. Руководство и крупные акционеры свой выбор сделали. Миноритарных акционеров, которые суммарно владеют значительной частью капитала компании, по всей видимости, не спрашивали. Будем полагать, что руководили взвесили все «за» и «против».
Теперь остается чисто спортивный интерес — что будет с компанией дальше. Никого не убеждая и не давая никаких инвестиционных рекомендаций, я бы денег в эту компанию больше не вложил. Основной аргумент состоит в том, что вряд ли Казахстан можно рассматривать в качестве «тихой гавани». Положение этой страны может внезапно и резко измениться по причинам политического свойства, что угрожает компании крупными неприятностями. Впрочем, загадывать не будем.