Недавно в Италии презентовали интересную разработку. Созданный в 2017 году стартап IronLev разработал систему магнитной левитации, использующей обычные рельсы. В транспортных системах с магнитной левитацией используются мощные электромагниты, потребляющие значительное количество электроэнергии, а также специально построенные пути. Но итальянские инженеры, в частности сооснователь стартапа Лука Цезаретти, пошли другим путем. Они разработали систему магнитной подвески вагона на основе постоянных ферромагнитов, движущегося по обычному железнодорожному пути.
В 2018 году стартап построил тележку весом около 2 тонн, на которую они поставили автомобиль. Сейчас они представили уже опытную тележку, весом около тонны, которая прошла испытания на настоящей железной дороге, на отрезке Адрия — Местре, недалеко от Венеции. Тележка разогналась до 70 км/час.
В планах разработчиков построить вагон весом 20 тонн, который мог бы разогнаться до 200 км/час.
Предпринимательская цепкость
В развитии сибирской экономики есть серьезная проблема, состоящая в явном недостатке предпринимательной активности. Бизнес в сибирских регионах, а также инвесторы, предпочитают идти проверенными путями. За много лет обзора разных проектов трудно даже вспомнить хоть один проект, который привлек бы внимание своей неординарностью.
На мой взгляд, это связано с отсутствием цепкости и весьма ограниченным кругозором. На примере этой новости можно продемонстрировать, что это такое.
Что должен подумать цепкий и активный предприниматель, прочитав это сообщение?
В первую очередь, что технология перспективная в том смысле, что она не требует строительства отдельного пути и подходит для железных дорог. Стало быть, как только итальянцы сделают вагон на магнитных катках, они сразу же получат обширный рынок сбыта, на сотни миллиардов долларов.
Легкий вагон может целиком катиться на магнитных катках. Тяжелый грузовой вагон может иметь промежуточную схему: он опирается на колеса, но при этом магнитные катки, установленные на колесной тележке между колесными парами, под пружинами, разгружают колеса. Часть веса вагона приходится на магнитное поле, создаваемое силами отталкивания мощного постоянного магнита и намагниченного рельса. Компенсация 10-15% веса груженого вагона или от 7,4 до 11,1 тонн магнитными катками — это солидная экономия в расходе энергии на тягу, а также не менее солидная экономия на сокращении износа колесных пар и рельс. Появление таких магнитных катков создаст рынок сбыта на десятки тысяч комплектов в год. В 2023 году на сети РЖД эксплуатировалось 1,3 млн грузовых вагонов. Если будет возможность их модернизировать, то на комплекты будет ажиотажный спрос.
Потребуется много неодима
Мощные постоянные магниты — это неодим, стало быть, редкоземельные металлы. Потребуются многие сотни тонн неодима, чтобы удовлетворить спрос на такие магниты. Кроме того, поскольку постоянный магнит постепенно размагничивается, а также теряет магнитные свойства от ударов и деформации, что весьма вероятно при использовании на железных дорогах, потребуется также постоянное обновление и возмещение магнитов.
Иными словами, с началом введения магнитных катков для железнодорожных вагонов потребление неодима и магнитов на его основе резко возрастет. И тот, кто заранее к этому изготовится и будет иметь возможность удовлетворить быстро растущие потребности, тот возьмет и закрепит за собой значительную часть рынка постоянных магнитов. В создание и подготовку добычи редкоземельных металлов, выделения неодима, производства сплава неодима, железа и бора, изготовления готовых магнитов, нужно вкладываться сейчас, чтобы через несколько лет иметь полностью готовое производство.
Вот это и есть предпринимательская цепкость. Подобное предвидение и позволяет зарабатывать миллиарды.
В общем, уже сейчас самое время инвестировать в разведку запасов редкоземельных металлов, поиска крупных и продуктивных россыпей, оформления лицензий на добычу, а также в развитие металлургии редкоземельных металлов. Или потом придется платить втридорога тем, у кого предпринимательской цепкости больше.