Алмазы + золото = вертикально интегрированная ювелирная компания?

«Алроса» приобрела золоторудное месторождение в Магаданской области. Не так давно алмазодобывающая компания «Алмазы Анабара» (дочернее предприятие «Алроса») приобрела у золотодобывающей компании «Полюс» весьма ценный актив — «Магаданское геологоразведочное предприятие», которому принадлежит лицензия на разработку месторождения Дегдекан.
Это месторождение имеет балансовые запасы по оценке 2015 года 38,3 тонны по категориям С1+С2, со средним содержанием 2,2 грамма на тонну породы. При этом имеется перспектива увеличения запасов, которые, по оценке Госкомиссии по запасам полезных ископаемых, могут достигать 100 тонн. Есть также 13,1 тонны серебра в запасах по категории С1 и 27,1 тонн серебра в забалансовых запасах.
Дегдекан уже разрабатывался в 1946-1947 годах, и тогда было добыто 116 кг золота из коренных и 57 тонн из россыпных месторождений реки Дегдекан. Но в то время месторождение со средним содержанием золота в кварцевых и кварцекарбонатных породах в 5,6 грамм на тонну посчитали мелким. Однако, с 2005 года «Полюс Золото» произвело ряд геологоразведочных работ на месторождении, которые резко увеличили его запасы и поставили в ряд крупных месторожений.
Покупатель намеревается до 2028 года построить на месторождении необходимую инфраструктуру для добычи 3,3 тонн золота в год. Стоимость освоения месторождения достигает 24 млрд рублей.
Преимущество месторождения в том, что золотоносные прожилки простираются полого, что позволяет отработать месторождение большим карьером.
Также месторождение находится в 9 км от федеральной трассы Магадан — Якутск, и в 180 км к северо-западу от пос. Усть-Омчуг, от которого проложена грунтовая дорога. Недалеко расположена Колымская ГЭС мощностью 900 МВт с линией электропередач до заброшенного поселка невдалеке от месторождения. В общем, по колымским меркам, весьма оживленное место.
Почему «Полюс» продал это месторождение? Потому что у этой компании есть крупное золодобывающее предприятие на месторождении Наталка, в 70 км от Дегдекана, где уже есть карьер, золотоизвлекательная фабрика и вся необходимая инфраструктура. По запасам Наталка намного больше Дегдекана — 850,4 тонны золота, в том числе 357,2 тонны доказанных и вероятных запасов. При добыче по 11,7 тонн в год, только уже утвержденных запасов хватит на 32 года работы.
При таком положении целесообразнее инвестировать в геологоразведку окрестностей месторождения Наталка, чем заниматься освоением совершенно нового месторождения, где сейчас никакой инфраструктуры нет.
Сделку оценивают в диапазоне 3-5 млрд рублей. Выручить столько, в сущности, за бумагу — лицензию на разработку — это очень выгодная для «Полюса» сделка.
При этом и у покупателя есть свои причины для приобретения месторождения.
Во-первых, «Алмазы Анабара», помимо того, что добывает порядка 11% алмазов в «Алроса» (порядка 3,9 млн карат в год), добывает также попутное золото, встречаемое в россыпных алмазных месторождениях. Попутная добыча невелика для промышленных компаний, но значительна — около 180 кг в год. Так что у компании имеется опыт добычи золота.
Во-вторых, в декабре 2023 года Евросоюз ввел санкции против «Алросы» за то, что компания спонсирует подводную лодку в составе ВМФ России. Санкции вводят запрет на импорт, покупку или перевозку алмазов из России, в том числе и российских алмазов, обработанных в третьих странах. Полный запрет на импорт должен быть введен 1 сентября 2024 года.
Уже в 2022 году «Алроса» стала сталкиваться с последствиями санкций. В 2022 году экспорт компании снизился на 24%, до 36,7 млн карат. В 2023 году, по некоторым признакам, экспорт восстановился до показателей начала 2022 года.
Разумеется, что компания предпринимает ряд мер по сохранению своих позиций, открывает новые рынки сбыта бриллиантов, а также прорабатывает финансовые инструменты, связанные с бриллиантами, например паевые инвестиционные фонды, цифровые финансовые активы, а также инвестиционные бриллианты.
Эти меры, а также весьма низкая вероятность закрытия рынка США для российских бриллиантов, который потребляет около 30% алмазной продукции, не говорят о серьезной угрозе сокращения сбыта и финансовых трудностей. Напротив, в этом году «Алроса» выплатила дивиденды акционерам.
Однако, некоторая диверсификация все же необходима, поскольку международное положение становится неустойчивым и труднопредсказуемым. Добыча золота, сбыт которого намного легче, даже в условиях санкций, позволяет обеспечить компании некоторую «подушку безопасности».
Впрочем, нельзя исключать, что за этим кроется далеко идущий план: объединить добычу, огранку (с 2019 года «Алроса» консолидировала обработку алмазов в своих руках) алмазов, добычу и переработку золота с ювелирным производством, и получить вертикально интегрированную компанию в ювелирной отрасли с максимизацией прибыли от продаж готовых изделий. В мире ювелирная отрасль потребляет порядка 2200 тонн золота, так что выходить на мировой рынок ювелирной продукции надо с достаточно крупными ресурсами в золотодобыче.