Золото — оно надежнее

УГМК теперь уже не просто покупает компании по добыче золота, но и переходит к самостоятельному поиску золотоносных месторождений. Подразделение компании «УГМК-Гео» в апреле 2023 года получило лицензию на разведку Левоминьского месторождения в Бурятии, ресурсы которого оцениваются в 8,8 тонн.
В мае 2024 года УГМК получила лицензию на геологическое изучение Большеминьской площади на севере Бурятии, в Северобайкальском районе. Работами 2005-2007 годов было выявлено более 30 проявлений золота, концентрированными в 18 аномалиях. Прогнозные запасы площади 58,5 тонн. По поводу запасов этой площади некоторое время были споры, поскольку некоторые специалисты предлагали оценку ресурсов площади в 136 тонн золота. К тому же, оценка запасов была сделана только точечными пробами, буровых работ не проводилось, а прогнозная оценка охватила примерно половину от общей площади Большеминьской площади. Так что золота там может быть порядочно, может быть, даже до 200-250 тонн.
В общем, УГМК решила вложить 366 млн рублей в геологоразведку на золото в Бурятии и в перспективе нескольких лет может получить значительные разведанные запасы золота.
Похоже, что УГМК пошло по пути строительства в рамках своей компании крупного, вертикально интегрированного подразделения, занятого добычей и переработкой золота.
Изначально УГМК не специализировался на добыче золота. При переработке медных и цинковых руд золото извлекалось попутно. По данным за 2021 год эта попутная добыча оценивалась в 14,5 тонн. Это уже само по себе делало УГМК крупным игроком на рынке золота в России.
Однако, с лета 2022 года пошли чередой покупки компаний, связанных с золотом. В 2022 году были приобретены: Petropavlovsk (добыча 12,2 тонн золота в 2021 году) и «Сусуманзолото» (6,6 тонн в 2021 году). Первая компания, положение у которой было сложным из-за долгов, право требований которых приобрела УГМК, была куплена со значительным дисконтом. Первоначально сделка оценивалась более чем в 600 млн долларов, а была совершена за 165,5 млн фунтов (198,6 млн долларов) и за выкуп облигаций на 200 млн долларов, то есть примерно за 400 млн долларов.
Вместе с этими покупками, добыча УГМК возросла до 35,1 тонн золота, и компания потеснила со второго места некогда сильный Polymetal. Первое место занимал и похоже занимает «Полюс».
Летом 2023 года «Сусуманзолото» приобрело еще два участка россыпного золота, и количество лицензий во владении компании выросло до 63. Запасы россыпей небольшие — суммарно 366 кг золота. Но все же это отметило тенденцию к расширению.
В октябре 2022 года УГМК вошла в капитал компаний «Золотой самородок» и «Самородки Колымы», которые занимались производством и сбытом ювелирных изделий. УГМК приобрело 24% акций этих компаний.
Наконец, в этом году УГМК инвестирует в геологоразведку в Бурятии, а также выстраивает взаимодействие с финансовым маркетплейсом Moneymatika и финтех-компанией «Лайтхаус» — оператором информационной системы цифровых финансовых активов (ЦФА). Moneymatika — это первый в России маркетплейс мерного золота. Этот инструмент позволяет золотодобывающим компаниям напрямую торговать золотом в розницу, непосредственно физическим лицам.
К тому же, УГМК имеет кастодиальное хранение, то есть предоставляет услугу хранения золота в защищенном хранилище от имени владельца, что имеет большое значение для розничной продажи.
Таким образом, все эти шаги складываются во вполне четкую стратегию формирования вертикально интегрированного золотодобывающего дивизиона, в котором объединяются разведка, добыча, аффинаж, ювелирное производство и даже розничная продажа золота.
Начальник управления стратегии ОАО «УГМК» Никита Сухов в апреле 2023 года объяснял это решение тем, чтобы укрепить позиции компании в условиях колебания спроса и цен на медь и цинк. Кризис 2020 года, связанный с эпидемией коронавируса, довольно наглядно показал, что спрос на медь весьма эластичный, возможно сокращение спроса и падение цен. Золодобыча компенсирует эти колебания, хотя, надо отметить, что и на рынке золота тоже бывают падения цен.
Объяснение компании понятное и вполне логичное. Однако, можно предположить, что этот мотив не единственный в решении вкладываться в золотодобычу.
Во-первых, с июля 2023 года США наложили на УГМК санкции, что, несомненно резко сократило возможности как по продаже меди и цинка, так и в инвестировании средств за рубежом. Традиционный метод «добыть и вывезти» перестал работать. Но надо куда-то вложить большие средства так, чтобы они не пропали и не обесценились. Золото в этом смысле безальтернативный вариант.
Во-вторых, издержки добычи меди и цинка растут и у УГМК являются довольно высокими. Так что вполне возможна ситуация, когда при определенных ценах на рынке, внутреннем и мировом, компания перестает быть прибыльной. В этом смысле необходимы страхующие активы, которые позволят пережить подобную ситуацию. Никита Сухов, в принципе, говорил об этом. Однако, вполне возможно, что в УГМК золото раньше было побочным производством, а в будущем медь и цинк могут стать побочным производством. Иными словами УГМК может превратиться со временем в преимущественно золотодобывающую компанию с некоторыми активами в добыче других цветных металлов.
Кстати, в августе 2023 года УГМК продало «Горнорудная компания Уральское золото». Несмотря на свое название, компания добычи не вела и владела лицензией на добычу молибденовых руд на Южно-Шамейском месторождении в Свердловской области с запасами 45,6 тысяч тонн молибдена.
В-третьих, золото, особенно в розницу, это такой товар, которым торговать будут всегда и везде, невзирая ни на какие санкции и ограничения. Более того, чем выше напряженность и интенсивнее конфликт, тем золото становится ценнее. В условиях крупномасштабного международного конфликта золотодобывающие компании становятся очень ценными и могут многое получить за золото. На период нестабильности и «периода сражающихся царств» инвестиции в золото наиболее разумные и надежные.