Похоже, есть вероятность, что вслед за красной икрой взлетит и красная рыба. В цене. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий и экспортеров (ВАРПЭ) предсказывает «лососевую катастрофу» из-за проекта Минсельхоза по новому расчету платы за пользование участками промысла. Речь о законе «О внесении изменений в Федеральный закон »О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 384-ФЗ от 24 июля 2023 года.
Новые правила должны вступить в силу в сентябре 2024-го (а там не за горами и сроки массового перезаключения договоров). И рыбаки должны будут (без проведения торгов и аукционов) заплатить за аренду за 20 лет вперед! То есть минсельхоз захотел все и сразу. Как в той сказке: все было хорошо до определенного времени, когда рыбаку выкатили реальный счет…
Вишенкой в этой вдруг загорчившей ухе стал тот факт, что за основу расчетов хотят взять последние четыре года объемов вылова. А это были чуть ли не наибольшие за всю документально зафиксированную историю промышленного рыболовства цифры. Природа точно не будет долго длить этот благословенный период.
Со всей отрасли таким образом хотят собрать разом 92 миллиарда рублей. И это в лучшем случае. Сейчас там циркулирует информация, что предполагается увеличить цифру более чем вдвое, до 200 миллиардов рублей (на минуту, в среднем ежегодная выручка лососевого сектора примерно такую же сумму и составляет). При этом даже первоначально озвученные объемы выплат, согласно расчетам Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина, приведут к закрытию более половины предприятий только на Камчатке – региона, где добывается львиная доля всех наиболее ценных в коммерческом отношении видов лососей.
В общем, расчет довольно простой: берется четыре года вылова, умножается на плату за водные биологические ресурсы и вот умножается еще на два.
В довершение всего начавшаяся путина уже совсем не улыбается рыбакам, хотя первоначальные данные были оптимистичнее. Председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын:
«В ближайшие 10-20 лет нам особых выловов ждать не стоит, при этом нам говорят, что мы должны заплатить за непойманный ресурс по ставкам, рассчитанным в период максимального вылова. При этом на Камчатке сейчас провальная путина, худшая из путин за последние 20 лет. Будет, наверное, в пределах 100 тысяч тонн вылова, хотя в прошлом году было почти 500 тысяч. Наши предприятия, оценивая все перспективы участия в процедуре перезаключения договоров, говорят, что большая часть из них, 90 процентов, не смогут перезаключить договоры, исходя из того, что не бьется экономика».
Минсельхоз, видимо, опирается на успешный опыт с крабовыми аукционами, которые принесли бюджету в 2023 году около 215 миллиардов рублей. Но сверхдоходность крабовой отрасли, как считают близкие к реальности эксперты, это лишь удачное стечение обстоятельств. А с лососевыми все в принципе намного сложнее…
Те рыбохозяйственные компании, которые смогут выкрутиться и выжить, например, взяв кредиты, начнут потом перекладывать расходы, конечно же, на покупателей. А ведь платить в итоге будут только россияне, причем вне зависимости от улова в данный конкретный год. Отбивать затраты на экспорте не получится. Ведь если фактор роста цены появился только у российских рыбаков, которые все же не монополисты, то выкладывать за добытые ими лососевые вдвое больше никто в мире не будет…
Кстати, больше всего не поздоровится тем предприятиям, которые уже вложили заемные средства в строительство береговых перерабатывающих заводов и иной инфраструктуры. То есть самым ответственным в смысле будущего отрасли. А если начнутся массовые банкротства, это будет на руку уже браконьерам. Одна Рыбоохрана без традиционной помощи бизнеса за ними не угонится…