Россия поставит в 2024 году рекордный объем газа в Китай. Как заявил ответственный секретарь комиссии при президенте России по стратегии развития топливно-энергетического комплекса, главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин, в 2023 году в КНР было поставлено 34 млрд кубометров газа, в том числе 22,7 млрд кубометров по газопроводу «Сила Сибири», а по итогам 2024 года поставки вырастут до 40 млрд кубометров, что составит исторический максимум.
Кроме газа в Китай было поставлено в 2023 году более 100 млн тонн угля и 107 млн тонн нефти.
Посмотрим на дело с точки зрения Китая. В 2023 году Китай потребил 391,7 млрд кубометров природного газа, из котрых 235,3 млрд кубометров было добыто внутри страны, а 165,6 млрд кубометров поступило по импорту. Импортный газ составляет, таким образом, 42,2% китайского потребления газа.
Причем, в сравнении с 2022 годом, потребление выросло на 6,6%, собственная добыча на 5,7%, а импорт рос быстрее всего — на 9,5%.
Импорт складывается из двух частей: трубопроводного газа и сжиженного природного газа. В 2023 году было импортировано 67,1 млрд кубометров по трубопроводам и 71,3 млн тонн (98,4 млрд кубометров) сжиженного газа. Таким образом, в импорте доминирует СПГ, а трубопроводный газ составляет 40,5% импорта.
Внутри Китая природный газ в основном расходуется в промышленности (154,3 млрд кубометров), в генерации электроэнергии (71 млрд кубометров) и производстве химической продукции и удобрений (38,7 млрд кубометров).
Бурный рост экономики Китая толкает не менее бурный рост потребления природного газа. ПО прогнозам на 2024 год потребление в стране вырастет до 421,2 млрд кубометров, а импорт — до 180 млрд кубометров. Китайские эксперты говорят о том, что на ближайшие годы сохранится рост потребления природного газа на 20-30 млрд кубометров в год, а в долгосрочной перспективе возможно суммарное увеличение потребления до 600 и даже до 800 млрд кубометров в год. В Китае присматриваются к идее отказа от огромного потребления угля, который можно заменить только газом, природным или синтетическим.
В свете этих цифр и перспектив достижения России по части экспорта энергоносителей в Китай оказываются весьма скромными. Российская доля в потреблении энергоносителей в Китае составляет 8,6%.
По словам Сечина, Россия может поставить в Китай до 100 млрд кубометров в год. В принципе, возможности Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, а также других источников природного газа на Дальнем Востоке, это позволяют сделать.
Однако, этого вряд ли будет достаточно, чтобы насытить китайский рынок природного газа. Необходимо построить мощный соединительный газопровод от западно-сибирских месторождений через Южную Эвенкию и далее к Приамурью, откуда газ пойдет на северо-восток Китая. В районе Бохайского залива расположен регион с самым высоким потреблением газа в КНР, который потребляет 74,6 млрд кубометров газа в год или 20% от общекитайского потребления.
Это проект, по масштабам превышающий такие известные газопроводы как «Союз», «Ямал-Европа» и «Северный поток». Но этот газопровод необходим для того, чтобы поставить сбыт газа в Китай на прочную основу крупнейших запасов газа в России, не только разрабатываемых, но и перспективных. Тем более, что экспорт газа в Европу сокращается и, скорее всего, это надолго.
Второй крупный источник пополнения запасов экспортного газа — это разведка и добыча угольного метана в Кузбассе, запасы которого сопоставимы с запасами Ямала. Развитие добычи угольного метана именно как природного газа, позволит реконструировать экономику региона и снизить ущерб от падения угледобычи.
Из Кузбасса можно построить крупный газопровод через Туву и Монголию в западные районы Китая или же подвести трубопровод к магистральному газопроводу, идущему с Ямала в Китай.
Китайское потребление газа будет расти в обозримой перспективе, причем расти на многие десятки и сотни млрд кубометров. Не следует упускать этих возможностей, поскольку, спрос на рынке будет кем-то покрыт, например ближневосточными, австралийскими и даже американскими компаниями. Лучше, чтобы этот рост китайского газового рынка был удовлетворен российским газом.