Из уст первых лиц финансового руководства страны раздаётся пессимистичное видение углеродного будущего страны.
Глава «Сбербанка» Герман Греф заявил на Международном финансовом конгрессе, что к 2050 году цена нефти отечественной марки Urals может упасть до $26 за баррель. Добыча нефти сократится в три раза, а экспорт упадёт в 4-6 раз.
Пессимистичный взгляд у Грефа и на другие энергоносители, которые являются традиционными экспортными статьями для российского бюджета. Так, Греф предрекает, что газ упадёт в цене в 2 раза — правда, не уточнил, о каком временном горизонте идёт речь.
В свой черёд, вице-премьер Александр Новак на всё том же Международном финансовом конгрессе спрогнозировал снижение доли угля к 2040 году в два раза. «Мы безусловно учитываем энергопереход в своей энергетической стратегии. К 2040 у нас уменьшится доля угля. На сегодняшний день она составляет 15% и упадет до 7%, то есть в два раза», — сказал Новак в контексте обсуждения развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России.
К слову о ВИЭ. По словам Новака, 100% сегодняшних инвестиций в эту отрасль — частные. Пока такие виды топлива неконкурентоспособны по сравнению с ископаемым топливом, но в будущем ситуация изменится.
То есть понимание неизбежности энергоперехода и декарбонизации в правительственных рядах есть. Странно, что не предпринимаются активные шаги к тому, чтобы подготовиться к «зелёному» будущему. Крупных государственных инвестиций в ВИЭ нет: нет развития ни технологий, ни инфраструктуры в данной отрасли. В то же время в стране по-прежнему делаются ставки на проекты в сфере добычи традиционного ископаемого топлива. Наглядные примеры — нефтегазовый проект «Восток Ойл» на Таймыре или курс на наращивание экспорта угля в азиатском направлении. В частности, Кузбасс в ближайшие годы будет увеличивать добычу угля. Свои рекорды ставят в Якутии — там с января по май текущего года добыли угля на 40% больше, чем за весь прошлый год вместе взятый, это 6,4 миллиона тонн угля. К концу года планируют добыть 39 миллионов тонн.