В одной из предыдущих статей было упомянуто железорудное месторождение «Одиночное» в Курагинском районе Красноярского края. Его продавали, но покупателей не нашли. Некоторое внимание привлекло то, что месторождение находится вблизи железной дороги Абакан — Тайшет, всего в 15 км к западу от ст. Кошурниково. Это довольно странно, что потенциальные покупатели отказались. Это хоть и восточно-саянская горная тайга, но все же не отдаленнейшие закоулки Таймыра.
Более детальный обзор показал нечто удивительное.
Во-первых, месторождение оказалось с историей. Ряд железорудных месторождений был открыт еще в начале 1930-х годов, «Одиночное» было найдено во время войны. Разработка их началась в 1964 году, для нужд Кузнецкого металлургического комбината, первая руда была добыта в апреле 1969 года. Добыча продолжалась до начала 2000-х годов.
Во-вторых, вокруг этих месторождений была построена вся инфраструктура: железнодорожная ветка, автомобильные дороги, обогатительная дробильно-промывочная фабрика и железнодорожная станция при ней, а также поселок Краснокаменск. На современных спутниковых снимках все это прекрасно видно. Но, конечно, промышленная инфраструктура уже давно в нерабочем состоянии и, судя по снимкам, от обогатительной фабрики остались одни руины. Есть ли на железнодорожной ветке рельсы — сказать трудно, но насыпь имеется.
Более детальный поиск информации показал, что на месторождении «Одиночное», которое сверху отрабатывалось карьером, было начато строительство шахты, ствол которой был пройден на глубину 700 метров.
В-третьих, новейшая история у этого месторождения была довольно сложной. Краснокаменское рудоуправление, которое занималось добычей и обогащением руды еще в советские время, было в 1990-х годах акционировано. ОАО «Краснокаменское рудоуправление» было образовано в январе 1994 года. Это общество учредило еще целый ряд дочерних организаций. Но, в общем, работа не задалась и акционерное общество сначала попало под конкурсное управление, а в сентябре 2009 года было ликвидировано решением арбитражного суда.
Потом, в ноябре 2007 года было создано ОАО «Краснокаменский рудник», который в марте 2013 года был продан гонконгской компании Lofty Stand Ltd из группы компаний «Цинлун». В 2011 году председатель совета директоров «Цинлун» Ли Сяо Мин даже приезжал на встречу с полпредом президента в СФО Виктором Толоконским и обещал построить на Краснокаменском руднике металлургический комбинат для выпуска бесшовных рельс, для строительства многострадальной дороги Курагино — Кызыл. Однако, ничего из этого не вышло. В мае 2023 года ОАО «Краснокаменский рудник» обанкротилось и в июле 2023 года было ликвидировано решением арбитражного суда.
Теперь, соответственно, бесхозный рудник продается для новых желающих попробовать себя в роли промышленников.
На 23 мая 2024 года был назначен аукцион по продаже лицензии на месторождение «Одиночное» сроком на 25 лет, с аукционным взносом 144,4 тысячи рублей и стартовым платежом более 1 млрд рублей. 16 мая 2024 года аукцион был отменен. Поразительно, но в материалах, прилагаемых к этому аукциону, ничего не говорилось ни о предшествующей истории, ни о наличной инфраструктуре, ни о недостроенных объектах, вроде ствола шахты. Это, между прочим, важно. Разрабатывать рудник с чистого места и тянуть к нему всю инфраструктуру, и возобновить разработку рудника с уже построенной инфраструктурой, пусть и требующей некоторого восстановления — две большие разницы. К тому же, поселок Краснокаменск. С одной стороны — хорошо, а с другой стороны — его население может стать большим социальным обременением. Наконец, что кому принадлежит и как урегулированы все отношения, связанные с ликвидированными акционерками. Это тоже немаловажно.
Сложностей добавляет геология. Месторождение «Одиночное» — это вертикальный разлом линзовидной формы, шириной от нескольких до 145 метров, уходящий вглубь и прослеженный до глубины 850 метров от поверхности, который и заполнен магнетитовой рудой с содержанием железа 55-60%, что очень неплохо. То, что выступало на поверхность, было вскрыто карьером и отработано. Но главные запасы внизу, на глубине примерно 300 метров. Месторождение до конца не разведано, и в 1973 году геологи полагали, что руда может быть до глубины 1500 метров с общими запасами 400-500 млн тонн.
Таким образом, это не карьер, а шахта, причем глубокая, то есть со сложным и дорогостоящим хозяйством и с довольно дорогой добычей. Даже при хорошем качестве руды для продажи по демпинговым ценам не годится. Надо ее перерабатывать во что-то более ценное и транспортабельное. Например, стоимость железорудного концентрата — 7,8 тысяч рублей за тонну, а стоимость железа прямого восстановления — примерно 28 тысяч рублей за тонну. На тонну железа уйдет примерно две тонны руды, так что железо на 80% дороже в продаже, чем железная руда. Если у нас более или менее разведанные запасы по категории В составляют 15 млн тонн, то по продажной цене железа прямого восстановления это 210 млрд рублей стоимости. Так, на глазок, миллиардов 30 можно взять валовой прибыли с этого месторождения только по железу.
Но есть еще один нюанс. Правда или нет, но указано, что в некоторых пробах из разведочных скважин было золото — до 5 граммов за тонну. Это очень щедро, и не всякое нынешнее рудное месторождение имеет такое содержание. Если взять те же 15 млн тонн руды, то при содержании 5 граммов за тонну выходит 75 тонн золота. Это потолок, скорее всего меньше. Если взять все руды, то потолочная оценка доходит до 275 тонн золота. Если это так, тогда «Одиночное» имеет смысл разрабатывать как золотоносное месторождение, фактически с попутным извлечением железа. Золото плюс железо — это уже совсем другая экономика вопроса.
Вообще, «Одиночное» в принципе достойно хорошего металлургического комбината, по циклу прямого восстановления железа, сталеплавильного и прокатного производства, тем более, что до хакасских и кузбасских углей недалеко и есть железная дорога. Комбинат годовой мощностью в 500-800 тысяч тонн будет неплохо обеспечен сырьем, с учетом рядом расположенных месторождений и возможных геологических открытий, и окупится за время работы. Если это еще будет возможно комбинировать с добычей золота, то тут рентабельность будет хорошей.
Но вряд ли это будет скоро. Все же у нас поразительно бесхозяйственное отношение к собственным богатствам.