Еще немного новостей горнодобывающей «тяжелой атлетики». Федеральное агентство по недропользованию недавно выставило на торги медное месторождение Ак-Суг в Туве. Заявки принимаются до 15 нояря 2024 года, а итоги будут подведены 5 декабря 2024 года. Начальная цена торгов 3,47 млрд рублей, шаг аукциона составляет 347 млн рублей. При этом участниками аукциона могут быть лишь компании с долей участия «Ростеха» не менее 50%.
Ранее лицензия на месторождение Ак-Суг принадлежало Голевской ГРК, которая входила в структуру кипрского холдинга «Интергео» Михаила Прохорова. ООО «Голевская ГРК» — это общество, зарегистрированное в селе Тоора-Хем Тоджинского района Тувы, или формальный собственник лицензии. 13 июня 2024 года лицензия была отозвана по причине того, что не было начато в срок строительство инфраструктуры по добыче.
Планы были грандиозные. На 2024 год было запланировано начало добычи руды, на 2026 год пуск обогатительной фабрики и других объектов горно-обогатительного комбината, который должен был перерабатывать 14 млн тонн руды и выпускать 500 тысяч тонн медно-молибденового концентрата.
Запасы руды оценивались в 534,8 млн тонн, то есть этого месторождения хватило бы предприятию на 38 лет работы. Видимо, рядом были и другие перспективные месторождения, которые можно было бы разработать в последующем. Но и в месторождении Ак-Суг имеется 3,6 млн тонн меди, 77,9 тысяч тонн молибдена и 83 тонны золота. Тонна меди сейчас идет за 9 тысяч долларов за тонну, а по прогнозу в 2030 году цена будет около 8 тысяч долларов за тонну. Рыночная стоимость меди в Ак-Суге составляет 32,7 млрд долларов или 2,9 трлн рублей по текущему курсу.
Все начиналось вроде бы хорошо. В 2019 году прошли общественные слушания. В сентябре 2020 года получено положительное заключение на проект комбината, в октябре того же года получено разрешение на строительство. В рамках проекта должны были построить два инфраструктурных объекта.
Первый — автодорога от г. Туран через село Хут и Ырбан до Ак-Суга, то есть от автотрассы Кызыл-Курагино общим направлением на северо-запад протяженностью 320 км (в проекте первоначально была дорога от ст. Журавлево железной дороги Абакан — Тайшет, более короткая; очевидно, в правительстве Тувы продавили свой вариант).
Второй — линия электропередач 220 кВ из Иркутской области от ПС Тулун до г. Туран. Кроме снабжения Ак-Сугского ГОК эта ЛЭП должна была обеспечить транзит электроэнергии в центральную часть Тувы, а также обеспечить передачу данных по оптическому кабелю. Хотя, в проектных материалах Ак-Суга значится только ЛЭП от ПС Тулун до проектируемой ПС Туманная на Ак-Суге, протяженностью 312 км. Расстояние от Турана в Туве до Тулуна в Иркутской области через Ак-Суг приблизительно 570 км.
Про эти объекты довольно бодро писали в 2019-2021 годах, но потом наступила тишина, и по последним известным сообщениям 2023 года ЛЭП все еще в планах. Что именно построили — сказать трудно. На спутниковых снимках Ак-Суга виден вахтовый поселок и база на левом берегу реки Ак-Суг, а также разметка будущего карьера на правом берегу реки, южнее базы. Видна грунтовая автодорога, идущая вдоль одной из старых троп в юго-западном направлении. Вот, пожалуй, и все. Под ЛЭП должны были сделать широкую просеку, какие хорошо видны на спутниковых снимках, но полос просек к Ак-Сугу не подходит.
В проекте дочерней компании «Интергео» все выглядит странным, и в первую очередь транспортно-энергетическое решение. Стоимость дороги — около 30 млрд рублей, стоимость ЛЭП — 24,8 млрд рублей. Ну и сам ГОК Ак-Суг — 141,7 млрд рублей. 195 млрд рублей в сумме. И это, надо полагать, по минимуму, только пусковой объект, без различных необходимых, но второстепенных объектов, а также всякого рода благоустройства.
Странность в том, что 500 тысяч тонн концентрата в год грузовиками вывезти, конечно, можно, но сложно.
При 40-тонных грузовиках потребуется 12,5 тысяч рейсов или 34 рейса каждые сутки без перерывов. Это и по ровной дороге будет сопряжено с расходами. Но в Туве дорога не будет ни прямой, ни ровной. Туран — это 806 метров над морем, а Ак-Суг по урезу воды в реке — 1440 метров над морем. То есть, изрядно в гору. К тому же рельеф там убийственный для дорожного строительства, особенно в Тоджинском районе. Там есть места, где перепад высот в 200 метров на расстоянии порядка всего 650 метров, то есть очень крутые уклоны.
И во что превратят эту дорогу 34 40-тонных грузовика в сутки?
Другой момент в том, что компания, очевидно, согласилась на Туран оттого, что правительство Тувы клятвенно обещало скорое строительство железной дороги Курагино — Кызыл. Тогда в Туране была бы перегрузка на железную дорогу. Но этой многострадальной дороги так и не построили, в силу чего перевозки концентрата на автомобилях возрастали еще на 315 км от Турана до того же Курагино. Больше 600 км перевозок на автомобилях!
Зачем тянуть ЛЭП с другой стороны, из Иркутской области, когда есть более короткий и доступный вариант из Красноярского края — это понять трудно. Сама по себе идея транзитной ЛЭП довольно интересная и даже обещает перспективы, но исполнение ее выглядит устрашающе.
Вообще, складывается такое впечатление, что «Интергео» и не планировало серьезного строительства и добычи, если не считать небольшого рудника с карьером, а старалось «застолбить» большое месторождение, очевидно, с партнерстве с какой-нибуд крупной иностранной горнодобывающей компанией. Прохоров при таком плане мог почти ничего не вкладывать в Ак-Суг, а потом уступить за вознаграждение какой-нибудь там Rio Tinto или еще какому горнодобывающему гиганту, у которых ресурсы побольше. Так это или нет — мы вряд ли узнаем в деталях, ну если только Прохоров не пожелает рассказать, что вряд ли.
Потом началось СВО, политическая обстановка резко изменилась. «Интергео» перебралось с Кипра на остров Русский во Владивостоке, и проект Ак-Суга был окончательно перечеркнут и на нем фактически ничего не построили. «Интергео» горнодобывающую «штангу» не выжало.
Теперь Роснедра предлагают другим желающим сделать свой подход к «штанге». Возможно, что условия аукциона сделаны под какую-то конкретную компанию, которая проявляет интерес к Ак-Сугу и его медным богатствам. Но задача остается та же самая: как добыть и чем вывезти концентрат из глухого и незаселенного, если не считать таежного зверья, Тоджинского высокогорья. И это нетривиальная задача, требующая нетривиального технического решения.