Сибирские регионы: у кого больше финансовых яиц в одной корзине?

В начале сентября Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) сделало вывод о «стремительном экономическом росте» на Дальнем Востоке, взглянув на его объемы электропотребления. А вот Сибирский федеральный округ по этому же показателю продемонстрировал околонулевую динамику и, соответственно, был зачислен в экономические аутсайдеры, поскольку тоже является одним таким в России.

Конечно, энергопотребление – показатель не прямой, на что тогда указали и многие аналитики.

Тем не менее, аргументов в пользу негативного для большей части Сибири толкования калькуляции АКРА добавили и налоговики. Бизнес-портал «Континент Сибирь» выяснил по итогам января – июля 2024 года, как там обстоят дела с точки зрения финансовых локомотивов, то есть платежей десяти крупнейших налогоплательщиков каждого региона (хотя в целом в консолидированные бюджеты сибирских субъектов РФ поступило 960,2 миллиарда рублей, что на 3,7 процента больше, чем за аналогичный период 2023 года).

Иркутская область

Регион получил от крупнейших налогоплательщиков 35,8 миллиарда рублей, что аж на 23,2 процента ниже уровня аналогичного периода 2023 года. Доля этих десяти составила 23 процента от общих поступлений в консолидированный бюджет области, что на 10 процентных пунктов ниже, чем за аналогичный период 2023 года.

Налоговики объясняют снижение падением объема налога на прибыль – на 31,7 процента. Компании представили уточненные налоговые декларации «к уменьшению» по ранее начисленным обязательствам за предыдущие налоговые периоды. То есть получили меньше, чем намечалось исходя из прошлого опыта. Уменьшение платежей по нефте- и газодобывающим предприятиям связано с вводом новых скважин и, как следствие, ростом амортизационной премии, ростом расходов. А означенные плательщики в регионе главные.

Алтайский край

А вот в консолидированный бюджет Алтайского края поступило 10,56 миллиарда рублей, что на 16,8 процента больше, чем за аналогичный период 2023-го. При этом наибольшие отчисления делают производственные компании, в структуре валового регионального продукта (ВРП) существенно преобладают промышленность, сельское хозяйство, торговля. Эти виды деятельности формируют более половины объема валового регионального продукта, на обрабатывающие производства приходится 88 процентов объема отгруженных товаров. Правда, по итогам года свои коррективы в сельскохозяйственную прибыль должна внести летняя засуха.

Тем не менее, Алтайский край стал одним из всего двух регионов СФО, показавших рост налоговых поступлений в первом полугодии.

Кемеровская область

Но второй регион-счастливчик – это точно не Кузбасс. Слабая диверсификация его ориентированной на добычу угля экономики привела к тому, что поступление налогов в консолидированный бюджет региона от десятки «зубров» составило всего 12,9 миллиарда рублей против прошлогодних 49,8. Минус 74 процента!

За этот же период шахтеры Кузбасса добыли 102,8 миллиона тонн угля, что только на 5,5 процента меньше таких же итогов в 2023 году.  Экспорт угля из Кузбасса упал на семь процентов.

Красноярский край

Красноярский край недосчитался девяти процентов, получив в консолидированную казну 66 миллиардов рублей. Регион гораздо более диверсифицирован, чем многие коллеги по СФО, в нем развиты многие виды промышленности, например, гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность.

Кроме того, показатель существенно выровняли трудящиеся: 39 процентов поступлений составляет налог на доход физлиц (НДФЛ). В итоге в целом величина отчислений в консолидированный бюджет региона осталась на уровне 2023 года.

Новосибирская область

Десять крупных налогоплательщиков перечислили в казну этого региона 19,98 миллиарда рублей, при этом доля поступлений от них в консолидированный бюджет снизилась с 14,9 до 14,7 процента. Регион тоже может похвалиться высоким уровнем диверсификации. Структура доходов казны сопоставима с отраслевым делением валового регионального продукта, где нет доминирования определенной отрасли, в структуре также высока доля НДФЛ.

В итоге общая (а не только от десяти) сумма налоговых доходов в целом даже приросла – на 7,5 процента.

Омская область

Сумма поступлений налогов от «горячей промышленной десятки»  упала на шесть процентов, до 15 миллиардов. При этом перечень налогоплательщиков говорит о высокой зависимости региона от переработки полезных ископаемых. Интересно, что за год из означенного списка выбыли ПАО «Газпром нефть», ООО «Омсктехуглерод», АО «Райффайзенбанк», ФКУ «Единый расчетный центр Минобороны РФ».

Томская область

Итог здесь – 4,6 миллиарда, что на 26 процентов меньше, чем годом ранее, и составляет (от десятки) 12,1 процента от общей суммы. При этом еще пару лет назад 70 процентов налоговых отчислений в бюджет формировали именно нефтяники и газовики. Надежда тут на реализацию в будущем потенциала в сфере науки и образования, лесной промышленности, на разработку новых залежей полезных ископаемых.

Ну и на переезд крупных компаний в сибирские и дальневосточные регионы.

Республика Хакасия

Десять крупнейших налогоплательщиков порадовали регион суммой в 6,4 миллиарда рублей, что на три процента меньше, чем годом ранее. Основная причина та же, что и у Кемеровской области – падение прибыльности угольной отрасли. На о,4 процента снизилась и общая сумма доходов – до 20 миллиардов рублей.

Республика Алтай

Ну а вторым регионом в плюсе оказался регион-сосед и тезка Алтайского края – Республика Алтай. Оба, конечно, совсем не лидеры в абсолютных суммах доходов, так что сильно прирасти (или недосчитаться) им «проще». Регион собрал 6,4 миллиарда рублей, что на 27,3 процента больше, чем годом ранее. При этом топ-10 крупнейших налогоплательщиков перечислил в казну 1,29 миллиарда рублей, что составляет примерно пятую часть от всех поступлений. Среди крупнейших налогоплательщиков – структуры Сбера и компании, обслуживающие и строящие курортную инфраструктуру.

При этом формально основным видом экономической деятельности субъекта является государственное управление – республика глубоко дотационна.