Тастыг: поскрести сверху

В Туве понемногу разворачивается эпопея освоения Тастыгского месторождения лития. По оценкам, в нем содержится 596 тысяч тонн оксида лития, что делает его одним из крупнейших в мире месторождений этого металла, ранее применявшегося только в водородных бомбах, а теперь широко используемого в аккумуляторах и потому ставшего металлом стратегическим.
Месторождение сподуменовых пегматитов открыто в 1955-1960 годах на правом берегу ручья Тастыг, впадающего в реку Хусуин-Гол. Жилы простираются на 1200 метров в длину и до 375 метров в ширину, и прослежены на глубину до 500-700 метров, и, скорее всего, идут глубже. Минеральный состав смешанный: есть сподумен, мусковит, касситерит, гельвин, берилл, ортит и другие. Из полезных элементов в руде имеются оксиды лития — 596 тысяч тонн, берилла — 8,8 тысяч тонн, ниобия — 7,8 тысяч тонн, тантала — 3,9 тысяч тонн, олова — 21,3 тысячи тонн. В общем, интересное месторождение, запасы которого, видимо, исследованы на полностью и могут прирасти при детальной разведке с бурением.
Оценка запасов произведена еще в 1962 году, но длительное время оно никого не интересовало. Только в наши времена, когда литий стал востребованным, к разработке этого месторождения появился интерес.
16 августа 2023 года в Кызыле было зарегистрировано ООО «Эльбрусметалл-Литий» под управлением АО «Эльбрусметалл», приоритетно занятого горнодобывающими проектами на Северном Кавказе, в частности, возобновлением добычи вольфрама на Тырнаузском месторождении.
18 октября 2023 года компания выиграла аукцион, заплатив за право разведки и разработки 557,8 млн рублей при стартовом платеже в 507,1 млн рублей. Акцион был создан под победителя, поскольку ставилось условие, что заявки могут подавать лишь комапании, имеющие действующую лицензию на пользование недрами Тырнаузского вольфрамового месторождения или же 100%-ные дочерние компании держателя этой лицензии. ООО «Эльбрусметалл-Литий» было единственным участником аукциона.
24 октября 2023 года ООО «Эльбрусметалл-Литий» получило лицензию на разведку и добычу этого месторождения. На ПМЭФ-2024 6 июня 2024 года было подписано соглашение с правительством Республики Тыва. Объем вложений — 22 млрд рублей. Судя по тому, что известно, на месторождении планируется добывать около 2 млн тонн руды в год, получать концентраты для извлечения лития, ниобия, тантала и олова. Также известно, что компания стала строить технологическую дорогу протяженностью 165 км стоимостью 3,9 млрд. рублей, и заключила соглашение и Министерством образования Республики Тыва на подготовку местных кадров. Обучение предполагается проводить на базе Ак-Довуракского горного техникума.
Однако, 4 октября 2024 года прошло совместное совещание полпреда Президента России в СФО Анатолия Серышева и заместителя председателя Правительства России Дмитрия Патрушева по поводу экономического развития Сибири. И вот тут глава Тувы Владислав Ховалыг заявил, что правительство республики ведет переговоры с компанией, чтобы обеспечить выход продукции более высокого передела на территории Тувы. Изначально предполагалось перерабатывать их на Новосибирском заводе химконцентратов, но впоследствии разработчик намеревался построить свой завод по производству гидрокарбоната лития, и руководство Тувы хотело бы иметь его у себя. Ховалыг также заявил, что начало производства концентратов намечено на 1 квартал 2027 года.
В настоящее время проект освоения Тастыгского месторождения еще не готов и по состоянию на сентябрь 2024 года обещалось, что он будет подготовлен в первой половине 2025 года. Посмотрим, конечно. Но уже сейчас известно, что линии электропередач к месторождению вести не будут, а ограничатся только местной генерацией. Вот это уже становится интереснее.
Тастыгское месторождение расположено, снова, где-то там почти в буквальном смысле этого слова. Это юго-восточная часть Тувы, причем приграничная. От месторождения до границы с Монголией всего километров десять. Оно ближе к монгольским населенным пунктам, чем к тувинским. К примеру до монгольского городка Алтай — примерно 70 км к западу. До тувинского поселка Нарын, от которого, видимо, и строят дорогу к месторождению — 165 км. Причем на российской территории к западу от месторождения расположено нагорье со средними высотами 2500-2800 метров над уровнем моря и с относительным перепадом высот в 500-800 метров от долин до вершин гольцов. По сути дела, это нагорье сильно изрезано ущельями. Рельеф крайне неподходящий для дорожного строительства.
Маршрут, более или менее проходимый, выбрать, конечно, можно. Но в любом случае это будет извилистая горная дорога с труднопроходимыми перевалами, которая в снежные зимы будет перекрываться заносами.
Если поделить бюджет дорожного строительства на протяженность, то выйдет 23,6 млн рублей за км. При том, что стоимость км дорога 4-й категории, двухполосной, шириной 6-6,5 метров составляет 25-29 млн рублей. Это в среднем по России. В горном районе, наверное, будет дороже, но точных сведений об этом найти трудно. При таком бюджете на дорожное строительство это будет, скорее всего, минимально проходимый для грузовиков грейдер с щебеночной отсыпкой.
Далее, сведения о том, что на месторождение не будут тянуть ЛЭП, говорит о том, что не предполагается строительство крупных промышленных объектов, вроде обогатительной фабрики, и мощности генерации предполагаются минимальными, чтобы только хватило на поселок и на работу карьера. Делать мощную дизель-электростанцию вряд ли выгодно, потому что стоимость электроэнергии за счет значительного расхода дорогого дизтоплива и расходов по его завозу на месторождение будет существенно снижать рентабельность всего проекта.
Но и без некоторого обогащения нельзя. Надо, по крайней мере, отделить сподумен с литием от пегматита. Поскольку пегматит ощутимо менее плотен, чем сподумен, то подойдет гравитационное обогащение в водной среде, то есть в чем-то, похожем на драгу для золотодобычи, которое выделит более плотный и тяжелый сподумен. Вот его и будут вывозить грузовым автотранспортом, а все остальное — в отвал. В принципе, дробилка и концентрационный стол вполне укладываются в возможности обеспечения мощностями дизель-генераторной электростанции.
Мощность — 2 млн тонн руды. Казалось бы, много. Однако, при содержании сподумена в руде в 22% и при содержании оксида лития в 1,14% — это около 5 тысяч тонн оксида лития в год. При средней плотности пегматита в 2,6 — это примерно 770 тысяч кубометров выемки в год, это выработка примерно на 10 метров глубиной и 385 метров длиной при ширине 200 метров или примерно 0,3% от известного объема месторождения. Буквально, поскоблить сверху.
Таким образом, в настоящий момент освоение Тастыгского месторождения неизбежно будет преследовать цель быстро снять наиболее легкодоступные руды, лежащие практически на поверхности. Карьер с отмывкой. В такой конфигурации ничего другого не получится. Но даже и такие, минимально возможные затраты, складываются в ощутимую сумму 22 млрд рублей.
Поэтому не очень понятно, чему радуется правительство Тувы. Оно подписывается под самое банальное извлечение наиболее легкодоступных ресурсов наименьшими затратами. Переработки в Туве, видимо, не будет, ибо есть трудности с перевозками, энергоснабжением и кадрами. Как и комплексного извлечения полезных элементов, для чего просто не просматривается условий. В итоге всех работ Тува получит яму и отвал рядом с ней — развороченные верховья ручья. Еще и Монголия может начать протестовать, потому что ручей тот впадает в реку, текущую на монгольскую сторону. Единственное, что будет однозначно хорошо для Тувы — это дорога, более или менее проезжая, которую можно будет использовать для каких-то других нужд.
Если исповедовать хозяйский подход к делу, то подобную разработку можно допустить лишь как первую, самую начальную фазу разработки месторождения. Но она должна уже учитывать перспективы: переход к глубоким карьерам и далее к шахтной добыче, строительство крупной обогатительной фабрики, для которой потребуется энергоснабжение и ЛЭП, комплексной переработки руды на извлечение всех ценных элементов, то есть фабрики с несколькими технологическими потоками, улучшение транспорта путем строительства мощной канатной дороги или отдельной железной дороги, создание постоянного поселка и вообще экономическое развитие этого региона. На все это потребуется немало времени, но так ведь и месторождение вполне позволяет фундаментальное освоение.