Недавно принятая в Кемеровской области Стратегия развития кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов Кемеровской области — Кузбассе» до 2030 года вещь, конечно, удивительная. Трудно понять, как можно было написать столь плохо проработанную концепцию.
О ее недостатках можно говорить много и долго, и, возможно, не один раз. Но сейчас стоит обратить внимание на один момент. В стратегии совершенно не выделен сектор экспортных продуктов углехимии, переработки угля и других ресурсов, хотя для кузнецкой экономики — это, пожалуй, самая важная тема. В стратегии все в кучу, и то, что обычно продается на местном или межрегиональном рынках, и то, что находит сбыт во всей России, и то, что имеет экспортный потенциал.
Наверное, не стоит поручать составлять экономические стратегии людям, которые не видят разницу между «можно произвести» и «можно продать».
Но в глаза бросается даже не это. Составители стратегии просмотрели важную возможность экономического развития региона и угольной промышленности в частности.
Дело в том, что Кузбасс обладает большими запасами угольного метана. В стратегии про угольный метан говорится, но не говорится, какие его запасы в Кузбассе. Понятно, что большие.
«Газпром», который в 2000 году создал дочернюю компанию ООО «Газпром добыча Кузнецк» оценивает запасы Кузбасса в 13,1 трлн кубометров угольного метана. При этом от 600 до 1200 метров залегает 4,9 трлн кубометров, а между 1200 и 1800 метров — 5,6 трлн кубометров. Запасы лицензионной площади компании оценивались в 5,7 трлн кубометров.
Удивительно то, что ни в «Газпроме», ни в Администрации Кемеровской области не озаботились масштабным освоением этих ресурсов (которые имеют шансы прирасти при детальной разведке). Вся программа сбыта ООО «Газпром добыча Кузнецк» рассчитана на местный, кузбасский рынок, а производство топлива составляло по проекту 407 тысяч тонн сжиженного газа или 561,6 млн кубометров в год. Что ничтожно мало. Ну и в стратегии Кемеровской области все о том же, мизерная добыча угольного метана, обеспечение местных потребностей и все.
Поразительно! 13 трлн кубометров газа. Для сравнения, ресурсы Ямала и шельфа — 20,4 трлн кубометров. И это не Ямал с его свирепым арктическим климатом, а регион намного более теплый, практически курортный. Газ лежит до глубины 1800 метров, примерно так же, как и газ ямальских месторождений. Тут же под боком потребитель — около 32 млрд. кубометров в год. Но эти запасы почему-то не разрабатываются.
Возможная причина: в 2000-х годах «Газпром» занимался только экспортом в Европу. С этой точки зрения, выгоднее было вывозить ямальский газ, поскольку кузнецкий угольный метан был слишком далеко.
«Газпром» вел переговоры об экспорте газа в Китай, но дело шло ни шатко, ни валко в течение многих лет. Лишь в 2012 году появился проект газопровода «Сила Сибири», потом в 2014 году был подписан контракт с Китаем, и вот только в декабре 2019 года газопровод был пущен в ход и в 2020 году по нему прокачали 2,3 млрд кубометров газа.
Был еще нереализованный проект газопровода «Алтай» (или «Сила Сибири-2»), который после всех столкновений и изменений, реализовался в разрабатываемый «Газпромом» проект газопровода мощностью 50 млрд. кубометров. Но его проект начат только в 2020 году и неизвестно еще, когда будет готов.
Таким образом, кузбасский угольный метан не был интересен в контексте экспорта газа в Европу. Но приобретает значительный интерес в контексте экспорта газа в Китай. Газовые ресурсы Кузбасса можно использовать не только для своих нужд, но и для газификации Хакасии, юга Красноярского края, Тувы, а также построить из Кузбасса, через Хакасию, Туву и Монголию экспортный газопровод в Китай. Если расходовать в Кузбассе около 30 млрд кубометров газа, около 5 млрд кубометров в Хакасии и 1-2 млрд в Туве, а также экспортировать в Китай 20-30 млрд. кубометров, то добыча кузбасского газа потребуется на уровне примерно 55-65 млрд кубометров в год. Это уже существенная добыча, которая, к тому же, облегчит положение угольщиков с шахтным метаном.
Это уже будет другая экономика, другие деньги, и другие возможности администрации Кемеровской области.