Генеральный директор АНО "Корпорация развития Енисейской Сибири" Сергей Ладыженко по слухам готовится на выход. Так это или нет, пока сказать трудно - посмотрим. Если и в самом деле будет отставка, то мы скоро об этом узнаем.

Несмотря на эту некоторую неопределенность, все же стоит подвести некие итоги этой самой корпорации развития. Это непросто, поскольку сама корпорация почти никаких сведений о своей деятельности не сообщает и ее сайт исключительно мало информативен. Разведывательными методами удалось найти лишь отчет за 2020 год, к которому ссылки перехода на сайте нет, но он цепляется поисковиком. За остальные годы отчетности не представлено и трудно даже сказать, составлялась ли она.

Начнем с того, чем корпорация занимается, согласно свежему буклету, составленному в конце 2024 года.

Во-первых, консультационная поддержка инвесторов с суммой инвестиций от 100 млн рублей, включая оценку и содействие в подготовке финансовой модели, бизнес-плана, ТЭО, содействие в подготовке проектной и получении разрешительной документации, подбор инвестиционных площадок и так далее.

Во-вторых, оказание содействия в получении налоговых преференций.

В-третьих, оказание содействия в получении земельных участков.

В-четвертых, оказание содействия в получении финансовых субсидий.

В-пятых, информационная поддержка.

Уже этот набор услуг вызывает некоторые вопрос. Если уж некий инвестор сумел заработать денег, чтобы иметь для инвестирования сумму от 100 млн рублей, это означает, что он уже освоил всю необходимую методику управления бизнесом, общения с налоговой, с различными органами власти по самым разным вопросам. Есть у него свои юристы и экономисты, уже проверенные в деле. Вообще, это все очень странно, предлагать инвесторам с большими деньгами функционал для "зеленых новичков".

Но, допустим, что вот Корпорация развития Енисейской Сибири имеет какие-то особые преимущества в получении земли и субсидий. Тогда и отчетность их должна быть в первую очередь об этом, что в таком-то году при участии корпорации оформлено столько-то земельных участков для инвесторов и получено столько-то миллионов или миллиардов рублей субсидий. Так мы можем судить об эффективности их работы. Хотя для правительства Красноярского края было бы целесообразно сравнивать потраченные на эту организацию деньги и налоговые доходы от инвестпроектов, заработавших при непосредственном их участии. Если налогов выходит больше, значит, от этой организации есть "выхлоп".

Если Ладыженко в самом деле уйдет с этого поста, то было бы целесообразно, перед назначением нового директора, провести обстоятельный аудит этой корпорации, в особенности в части эффективности израсходованных средств.

Консультационные услуги в целом являются "пятым колесом" в крупных инвестиционных проектах, поскольку инвесторы предпочтут договариваться напрямую с правительством соответствующего региона. Но если подобную корпорацию создавать, то чем она в принципе должна заниматься и чем может быть интересна для инвесторов? В сущности, только одним - разработками планов экономического развития региона лет на сто вперед. Корпорация должна собрать команду экономистов, которая выработает комплекс масштабных, выгодных и реализуемых инвестиционных идей, которые могут быть для инвесторов интересны.

Это непростое дело и здесь не столь легко выстроить бизнес-модель, если считать Корпорацию развития Енисейской Сибири хозрасчетной, то есть самоокупаемой организацией. Идеи должны быть продуктом, за который инвестор должен по идее заплатить, что тоже не так-то просто, ибо наши инвесторы подобного продукта не покупают. Здесь требуется некий оригинальный подход.

Но не думается, что у Корпорации развития Енисейской Сибири подобный подход был и они действительно занимали важное место в инвестиционных проектах. Создается впечатление, что все их участие ограничивалось проведением мероприятий, "информационной поддержкой", то есть, грубо говоря, рекламой. Возможно даже, саморекламой.

Например, в отчете 2020 года было написано, в частности, что корпорация сопровождает 11 проектов на территории Хакасии. В том числе - увеличение пропускной способности железной дороги Артышта - Междуреченск - Тайшет. А в ОАО "РЖД" вообще в курсе, что тут их сопровождает некая корпорация?

Или вот, 11 проектов, которые корпорация сопровождала в Туве. Среди них железная дорога Элегест - Кызыл - Курагино. Ну и как, эффективно корпорация сопровождала эту приснопамятную идею? Из самых свежих новостей по ней было то, что в сентябре 2024 года Минтранс РФ вернулся к рассмотрению проекта с перспективой продления ее до китайского Урумчи, то есть строительства транзитной магистрали, и оценил ее стоимость в 1 трлн рублей.

Из наиболее любопытного, бросившегося в глаза, был проект строительства в Красноярске канатной дороги через Енисей от Бобрового Лога до Студгородка. В отчете 2020 года он был упомянут как прошедший предварительную проработку. Такой проект действительно был, но от него отказались еще в 2014 году ввиду строительства нового моста через Енисей. Никаких сообщений о том, что проект канатной дороги с тех пор как-то пересматривался и адаптировался к другому месту, обнаружить не удалось.

Складывается впечатление того, что в Корпорации развития Енисейской Сибири просто насобирали всего подряд, от проектов крупных федеральных инвесторов, до всякой местной мелочи, чтобы было чем заполнить сайт и продемонстрировать бурную работу. В 2020 году корпорация была несколько более откровенной и давала подробную статистику количества постов, лайков, подписчиков в социальных сетях. Но потом сочли за лучшее помолчать.

И так во всем. При любых попытках найти какие-то реальные результаты работы Корпорации развития Енисейской Сибири либо вообще ничего не находится, либо находится мало содержательный информационный шум.

Впрочем, ладно. Если все было так замечательно, то почему Ладыженко засобирался на выход? Думается, что причина тому есть, и она веская. В сентябре 2019 года, при основании корпорации, Ладыженко дал "Континенту Сибирь" обширное интервью, в котором, в частности, пообещал, что проект "Енисейская Сибирь" даст первые бюджетные деньги уже в 2020 году, а к 2027 году бюджеты всех уровней получат более 520 млрд рублей со строительства объектов. Если в 2020 году доходы краевого бюджета составляли 248 млрд рублей, то, по исполнении этих обещаний, к 2027 году доходы должны были по меньшей мере удвоиться и одолеть планку в 500 млрд рублей. Между тем, в декабре 2024 года был принят бюджет Красноярского края на 2025-2027 годы, в нем доходы на 2025 год исчислены в размере 378 млрд рублей, а общие доходы за три годы - 1,2 трлн рублей или примерно по 400-430 млрд рублей в 2026-2027 годах. Таким образом, кто-то не выполнил своих обещаний и это ему припомнили.

Если это так, то позволительно полагать, что отставка Ладыженко может и не обойтись без скандала и публичного перетряхивания бухгалтерии Корпорации развития Енисейской Сибири. Посмотрим. Это может быть интересное зрелище.