Рассмотрение вопроса о создании электротехнической промышленности в Хакасии подвело вот к какой теме. "Россети Сибирь" - это рынок всякого электротехнического оборудования. По финансовому отчету за 2023 год, "Россети Сибирь" расходовали на приобретение основных фондов и нематериальных активов, то есть различного оборудования, комплектующих и услуг, потребных для строительства, ремонта и содержания сетевого хозяйства, 11,2 млрд рублей, а капитальные вложения территориальных филиалов по тому же отчету составляли 10,8 млрд рублей.

При этом основные фонды "Россети Сибирь" на 31 декабря 2023 года оценивались в 62,9 млрд рублей, и при этом они за 2023 год выросли на 3,6 млрд рублей. Правда, трудно сказать, сколько здесь действительного прироста основных фондов сетей, а сколько здесь делает вклад в увеличение номинальной стоимости инфляция. Вот на техприсоединение, то есть определенно новое строительство, в 2023 году было потрачено 318,2 млн рублей.

К сожалению, из представленных данных почти невозможно составить баланс основных фондов "Россети Сибирь", то есть, сколько было, сколько стало, сколько вложено в новое строительство, сколько в капитальный ремонт и так далее. У руководства компании эти данные, вероятно, есть, но они их не публикуют. Но даже из таких цифр вполне очевидно, что сети - это солидная часть рынка электрооборудования, на котором есть еще покупатели в лице различных промышленных предприятий, строительных компаний и других потребителей.

Нужно помнить, что по многочисленным заявлениям энергетиков сети сильно изношены, то есть требуют капитального ремонта и замены, что тоже востребует различную продукцию электропромышленности, а также есть задачи развития энергосетевого хозяйства в рамках ликвидации энергодефицита в ряде сибирских регионов, что тоже востребует продукцию электропромышленности. Так что "Россети Сибирь" были, есть и будут потребителями продукции этой отрасли в масштабах порядка 10 млрд рублей в год.

Покупается немало. Например, "Россети Сибири" 20 февраля 2025 года разместили на "Тендер РТС" закупку СИП до 35 кВ для нужд "Омскэнерго" на сумму 107 399 226,35 рублей. По всей видимости, судя по текущим ценам на провода этого типа, речь идет о поставке 1000 км такого провода. Мы дальше будем рассматривать этот пример, но и в остальных случаях закупки примерно такого же стиля, на десятки, иногда на сотни миллионов рублей.

Кабельные заводы в основном расположены в Европейской части России, в особенности в Москве. В Сибири же, из предприятий, которые имеют высокий рейтинг по качеству продукции и стабильности работы, можно назвать только "Томсккабель", который по данным RusCable.ru занимает 11-е место в списке поставщиков кабельной продукции. Таким образом, купить провод в Москве или в Томске?

При нынешней организации закупок согласно требованиям федерального закона 223-ФЗ от 18 июля 2011 года, взаимное расположение покупателя и поставщика, в сущности, никого не волнует. Любая электронная торговая площадка - это образцовый базар.

Между тем, согласно известной купеческой поговорке о том, что "рубль - перевоз", расстояние имеет значение. СИП-3 35 кВ наматывается на барабан № 12 - 2050 метров. Вес провода в барабане 404 кг, плюс сам барабан, будет около 450 кг. Так вот, перевозка барабана с проводом из Москвы в Омск автотранспортом будет стоить от 27 до 31 тысяч рублей, а из Томска в Омск - 12-13 тысяч рублей. Сибирская продукция в перевозке получается вдвое дешевле московской для потребителя в Омске. 1000 км провода - это, круглым счетом, 488 барабанов. Соответственно, затраты на перевозку из Москвы составят от 13,1 до 15,1 млн рублей, а из Томска - от 5,8 до 6,3 млн рублей. В московском варианте транспортные расходы составляют, по максимуму, 14% к стоимости провода, а в томском - 5,8%. В Омскэнерго в 2023 году было чуть более 1 млрд рублей капитальных вложений. Из них примерно 60% или около 600 млн рублей - это стоимость материалов и комплектующих, остальное приходится на оплату труда и накладные расходы. Так вот, экономия 8,8 млн рублей транспортных расходов, если в Омск провод идет с "Томскабеля" составляет 1,46% к общей сумме затрат на материалы.

Могут сказать, что не стоит беспокоиться, поскольку перевозку оплачивает поставщик, а не заказчик. Но это ведет и к наценкам на продукцию, и к тому, что высокие транспортные издержки съедают прибыль производителя и посредника. Почти невозможно найти сведения о том, какова себестоимость провода, но по стоимости материалов можно примерно сказать, что около 80 рублей за метр. Если московский завод заплатил 15 рублей за доставку по контракту в Омск, то у него остается 12 рублей прибыли с метра провода, в действительности, несколько меньше, за счет всякого рода дополнительных затрат. Рентабельность контракта - 11,2%. Томский завод получит 20,7 рублей прибыли за метр провода - 19,3% рентабельности. Если московский завод торгует через посредника, то, выставляя провод за 90 рублей за метр (рентабельность 12,5%) на воротах завода, он перекладывает транспортные расходы на посредника. Посредник, затратив 105 рублей за метр и продав его за 107 рублей за метр, получает 2 рубля прибыли с метра или 1,8% рентабельности. Томский завод, выставив провод тоже по 90 рублей за метр (такая же рентабельность 12,5%) и уплатив 6,3 рубля за метр транспортных расходов, может продать его с прибылью, скажем, по 97 рублей или на 9,3% дешевле.

Это примерные подсчеты, сугубо иллюстративно свойства. Но они показывают, сколь много значат транспортные издержки и как они раскручивают ценовой маховик.

Стандартная экономическая теория гласит, что на свободном рынке производители должны конкурировать между собой, снижая цены, и это благо. Это так, если игнорировать транспортную составляющую и полагать, что перевозки ничего не стоят. В наших же широтах и протяженных дорогах, перевозка стоит денег, что делает конкуренцию чем-то вроде рукопашной в узком и постоянно сужающемся "коридоре рентабельности" между затратами и выручкой. В конкуренции все же должна оставаться пристойная рентабельность, позволяющая оставаться на плаву, что-то инвестировать и откладывать на разные удовольствия. Когда рентабельность отполовинивается транспортными издержками, конкуренция становится деструктивной. Во-первых, торговцы давят на производителей, заставляя их снижать цену, снижать рентабельность, что в условиях несуразно дорогих кредитов лишает предприятия возможности развития, улучшения качества продукции, снижения себестоимости и увеличения выпуска. Во-вторых, производители и продавцы начинают задирать цены при любой возможности, чтобы иметь хоть какую-то прибыль по итоговому балансу, в особенности там, где покупатель не имеет возможности выбора или она сильно ограничена, особенно в рознице. В-третьих, конечный покупатель и потребитель несет повышенные издержки, не только уплачивая за всех, но и лишаясь возможности получить какие-либо блага от такой конкуренции, поскольку цены на потребляемую продукцию непрерывно растут.

Именно поэтому целесообразно создавать электротехнические предприятия в сибирских регионах, которые будут ориентироваться в том числе и на потребности "Россети Сибирь". Если во всех промышленно развитых сибирских регионах будут свои электротехнические заводы, различной специализации, но в целом, выпускающие основную необходимую номенклатуру, то вот здесь уже может возникнуть конструктивная конкуренция, потому что транспортные издержки в целом невелики и у поставщиков сопоставимы. Поставщики могут работать напрямую, могут поторговаться со скидками, оставаясь в приемлемой рентабельности, что в целом будет удешевлять капитальные работы по ремонту, реконструкции и строительству энергосетей. Что для "Россети Сибирь", перегруженной долгами, тоже является благом. Инвесторами могут быть уже существующие заводы, если мы говорим про провод, то, к примеру, московские кабельные заводы, которые могут создать свои филиалы в Сибири, пользуясь различными льготами и поддержкой местных властей.

Вот такая получается идея. В первом приближении она смотрится довольно выгодной, как в плоскости коммерческой рентабельности и рентабельности инвестиций, так и в плоскости экономических последствий для Сибири. Причем это рынок, который уже есть, который будет и, вероятнее всего, будет развиваться почти независимо от различных экономических обстоятельств. Сети нужно починять при любой погоде и при любой ключевой ставке.

Lx: 8392