Отечественная геологоразведка живёт советскими свершениями и не развивается — такой вывод можно сделать, глядя на внутриведомственные доклады.
В 2021 году не было найдено ни одного нового крупного месторождения месторождения нефти и газа. Об этом федеральное Минприроды отрапортовало в докладе по итогам полугодия, основанном на данных Росстата. Прирост запасов нефти и конденсата в результате геологоразведочных работ составил лишь 26,4 миллиона тонн. Объём найденной нефти оказался почти в 10 раз меньше, чем объём добычи, составивший 255 миллионов тонн. На государственный баланс было поставлено шесть новых нефтяных месторождений, из которых пять относятся к категорий очень мелких, и ещё одно — к категории мелких.
С голубым топливом дела обстоят ещё хуже — залежи природного газа ищут ещё более медленными темпами. Прирост запасов за первое полугодие 2021-го составил 15,9 миллиарда кубометров, что в 21 раз меньше добычи, составившей 337 миллиардов кубов.
Это означает, что обнаруженные природные залежи страны истощаются, а им на смену не приходят новые исследованные запасы. Это путь в никуда — к сырьевому истощению. По данным Счётной палаты, темпы, с которыми истощаются запасы стратегических и дефицитных природных ресурсов, за последние три года выросли вдвое. Если в 2018 году новыми открытиями покрывалось 63% добычи, то в 2020 году эта доля упала до 32%.
Бизнес подстегнут рублём
В правительстве разработали законопроект, который призван бороться с большим числом просроченных геологоразведочных лицензий. Бизнес сейчас крайне медленно вводит в строй месторождения.
В Минприроды планируют повысить регулярные платежи за геологическое освоение участков — сейчас они незначительны. По планам ведомства, в первый год, следующий за годом, когда предельный срок для геологического изучения был превышен, платёж будет увеличиваться в два раза. Во второй год — в десять раз, а в третий и последующие года — в сто раз. С помощью новой нормы правительство планирует подстегнуть компании не медлить с геологоразведкой и выдворить с рынка лицензионных «перекупов», которые держат участки для дальнейшей перепродажи.
Исходя из текущего числа просроченных лицензий, при росте платежа в 100 раз общий размер поступлений в бюджет может вырасти до 6 миллиардов рублей в год. Для сравнения: в 2020 году платежи за геологическое изучение на территории России в консолидированный бюджет составили 1,8 миллиарда рублей (на шельфе — 250 миллиона рублей).
Сроки геологического изучения недр составляют пять лет, а для отдельных регионов и континентального шельфа — семь и десять лет. При этом общемировая практика предполагает кратное увеличение платежей в случае затягивания работ.
Естественный упадок
Причины упадка геологоразведки лежат на поверхности: геологоразведочные предприятия после распада СССР были отданы на откуп частному сектору, государства ушло из этой отрасли. Промышленники все эти годы опирались на данные советской геологоразведки, которые, судя по всему, стремятся к полному исчерпанию.