В Красноярске событие. Приехал министр экономического развития РФ Максим Решетников и губернатор Красноярского края Михаил Котюков показывал ему "Красноярскую технологическую долину". В ней пять резидентов, из них "Хенкон Сибирь" и "Спецтехномаш", если верить губернатору, запустят свое производство в 2025 году. Строили "долину" с 2021 года, вложили в нее 618,9 млн бюджетных средств, и еще в 2025 году собираются вложить 361,1 млн рублей на строительство дорожной инфраструктуры.
"Наша стратегическая задача – увеличение доли выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Для её решения и создана Красноярская технологическая долина. Соглашения заключены с пятью резидентами. До 2029 года они вложат в проекты около 9,5 млрд рублей, — заявил на этом мероприятии губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
Если читать это сообщение просто так, то складывается впечатление успешного успеха. Для того они и пишутся, чтобы поддерживать приподнятое настроение. Но в деталях все далеко не так радужно.
Начнем с названия. "Красноярская технологическая долина" - это явная отсылка к американской "Кремниевой долиной". Только, если вспомнить нашу литературную классику, это больше похоже на соревнование в роскоши Эллочки Людоедки с дочерью миллиардера Корнелиуса Вандербильдта (который с 16 лет начал с баржи, купленной на занятые у матери деньги, а в конце жизни в 1877 году имел состояние в 100 млн полновесных, серебряных, еще не траченных инфляцией, долларов). Прежде чем красноярским "креативщикам" создавать "технологическую долину", им следовало бы поинтересоваться, что такое настоящая "Кремниевая долина". Во-первых, это действительно долина, которая географически называется Санта-Клара, в южной части агломерации Сан-Франциско, 150 км длиной и 20 км шириной. Там расположено 18 городов. Площадь региона составляет 4,8 тысяч кв. км. Для сравнения, площадь всего Красноярска составляет 348 кв. км. Во-вторых, в этом огромном регионе расположено множество компаний и фирм. Только крупнейших компаний, из списка Fortune 1000 - 59. Суммарно компаний тысячи. По данным за 2021 год - 7894. При этом в 2020-2024 годах в долине было открыто 1043 стартапов. В общем, в США уже не говорят о долине, о экономическом районе. Это называется теперь экосистемой - настолько она огромна и сложна, как тропический лес. Суммарная рыночная стоимость компаний, чьи акции обращаются на бирже, по данным на начало 2024 года - 14 трлн долларов. В-третьих, в 2023 году в мире было 313 миллиардеров из сферы технологий, из которых 84 проживали в этой самой "Кремниевой долине".
Думается, что на этом сравнение "Красноярской технологической долины" с "Кремниевой долиной" можно завершить. Красноярская поделка не только не долина, но и не тянет даже на средней руки технопарк.
В декабре 2020 года, когда этот проект был одобрен, тогдашний губернатор Красноярского края Александр Усс обещал, что будут реализованы шесть инвестиционных проектов на 16,1 млрд рублей, до 2040 года - более 40 млрд рублей, с выпуском продукции на 900 млрд рублей. Вот какой был замах!
27 января 2025 года сообщили, что Министерство экономики и регионального развития Красноярского края объявило набор документов от предприятий, которые желают быть резидентами "долины". Это вот через четыре года, наконец, дозрели до приема документов.
Мол, за сведениями идите на сайт "долины". На этом сайте были любезно выложены кадастровые номера свободных участков. По карте Росреестра не составило труда посмотреть, где это находится. Это оказалась промзона примерно в километре к юго-западу от Красноярского алюминиевого завода и к северу от Красноярского металлургического завода , между железной дорогой и улицей Пограничников. Там есть, судя по спутниковому фото, большой незастроенный участок, прилегающий к железной дороге, длиной 1200 метров и шириной 380 метров. Но при этом один из участков, обозначенный как свободный, в действительности занят промышленными корпусами, в которых, судя по подписи на карте, размещался "Литейно-прессовый завод "Сегал" ГК "СИАЛ", производящий различный прокат для строительства и судостроения. Судя по данным "Сбер-Аналитика", это предприятие живет и здравствует: выручка 10,8 млрд рублей, 632 млн рублей прибыли, 1147 работников по данным за 2024 год. Имеет ли оно какое-нибудь отношение к "Красноярской технологической долине" - определенно сказать трудно.
Дальше, предприятия, которые обозначены, как пускающие производство в этой самой "долине", известны довольно хорошо. "Хенкон Сибирь" - это дочерняя структура голландского производителя горнодобывающей техники, созданная в 2004 году. Производит погрузчики и транспортные машины для металлургических заводов, в том числе около 100 машин по оригинальным проектам с учетом требований заказчика. В октябре 2021 года было заявлено, что к концу 2023 года в рамках "Красноярской технологической долины" будет построен завод стоимостью 900 млн рублей и мощностью 50-60 машин в год, в дополнении к мощности уже существующего производства. Нам могут сказать, что повлияли политические события, но, в общем, не суметь развернуть сравнительно небольшой завод на промышленной площадке с инфраструктурой хотя бы за год - это серьезный провал. Судя по текущим данным, ООО "Хенкон Сибирь" тоже здравствует и в 2024 году получило выручку в 3,4 млрд рублей.
Другой участник проекта - АО "Спецтехномаш", возник на руинах недостроенного Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Эта компания очень активно производит и продает горнодобывающую технику, в частности, наиболее охотно ее покупает АК "Алроса" - 20 контрактов на сумму 294,3 млн рублей. Компания исполнила 44 государственных заказа на 525,2 млн рублей. В 2024 году выручка составила чуть больше 1 млрд рублей. Компания с заслугами и хорошим положением на рынке, несмотря на острую конкуренцию.
Ну хорошо, эти две компании развернут в "долине" дополнительные мощности, примерно равные уже имеющимся у них, и получат грубо 5 млрд рублей выручки с работы в этой "долине", если они и в самом деле запустят производство в этом году, как обещано. Или 0,5% от обещанного Александром Уссом объема производства к 2040 году.
С этим проектом чем больше погружаешься в детали, тем больше возникает вопросов. Почему так мало участников? Почему проект длится уже пятилетку без особых результатов? Почему на строительство дорог в уже довольно хорошо развитой промзоне запланировано потратить 300 с лишним миллионов рублей? Сочетается как-то эта "долина" с окружающими его почти со всех сторон производствами? Что и когда мы получим с вложенных почти миллиарда рублей бюджетных средств? И так далее, и тому подобное.
Но больше всего оторопь вызывает несоответствие громкого названия его реальному содержанию. "Технологической долиной", особой экономической зоной и так далее - назвали две машиностроительные мастерские, поскольку все-таки трудно назвать заводом предприятие, которое делает по 5 машин в месяц. Это не кластер, это не комплекс, это обычная промзона, в которой нашли место для двух новых производств, что само по себе неплохо. Таких же полузаброшенных промзон, в которых можно что-то разместить, вокруг Красноярска можно найти с десяток, если не больше.
Вот эта неуемная самореклама "технологической долины", совершенно не соответствующая действительности, оставляет от всей этой истории неприятный осадок. В ней определенно что-то не так. Пока правда трудно понять, что именно, но возникает ощущение возможного скандала.
Lx: 7443