Дальнедра объявило аукцион на право пользования Будюрским железорудным месторождением в Хабаровском крае. Начальная стоимость лицензии на 20 лет составляет 15,4 млн рублей, с шагом 1,5 млн рублей или 10%. 159 тысяч рублей надо заплатить за участие в аукционе. При этом оно уже раз выставлялось на продажу в сентябре 2020 года. Тогда за месторождение просили 4 млн рублей. Но, по всей видимости, не продали.
Могут сказать, что мы занимаемся какой-то мелочью. Действительно, Будюрское месторождение маленькое. Запасы руды по категории С2 составляют 439 тысяч тонн с содержанием железа 65,8%. Это довольно хорошо, поскольку такую руду не нужно обогащать, достаточно обыкновенный отмывки, чтобы получить хороший концентрат. Но сколько-нибудь крупному металлургическому заводу столько руды - это "закусить" примерно на месяц или два.
Месторождение открыто в 1958 году при геологической съемке этого района; руда проявлялась в качестве магнитной аномалии. В 2001 году к нему проявило интерес ОАО "Амурметалл" в качестве твердого окислителя при плавке металлолома. В 2003-2004 годах были выполнены геологические работы: канавы, скважины, пробы. Тогда и были подсчитаны запасы месторождения. Но что-то после этого "Амурметалл" от этого месторождения отказался, хотя имел на него лицензию. И это неспроста.
Первая возможная причина могла быть в том, что в этом районе были магнитные аномалии, зафиксированные аэромагнитной съемкой, которые позволяли надеяться, что может быть открыто достаточно крупное железорудное месторождение, которое позволило бы "Амурметаллу" развить свое металлургическое производство и снабдить его собственной сырьевой базой. Будюрское железорудное проявление, как они именовалось в отчете по проведению геологических работ, видимо смотрелось наиболее перспективно и его решили заверить. Нередко бывает, что небольшие с поверхности богатые железорудные месторождения являются "шапкой" больших по запасам месторождений, залегающих в глубине. Но здесь более детальная геологоразведка на месте показала отсутствие крупных запасов. Этот район сформирован вулканическими структурами, он очень сложен и плохо изучен. В общем, разведка не дала требуемых результатов и вскрытые запасы оказались весьма скудными.
Вторая возможная причина могла быть в том, что у месторождения могли быть не вполне выгодные геологические условия, очень затруднявшие его разработку.
Третья возможная причина могла быть в том, что вопреки утверждениям Дальнедр, район этот не столь прост. Формально, это примерно 40 км к северо-западу от Эльбана, железнодорожной станции на ветке, ведущей к Комсомольску-на-Амуре. Но это резко вздымающееся вулканическое нагорье, изрезанное глубокими долинами. Южнее Эльбана урез воды на реке Анаджа - 37 метров над морем, северо-восточнее высоты сопок поднимаются до 600-700 метров, а в районе месторождения - 1023 метра, 1058 метров, 1290 метров и даже 1420 метров. Долина ручья Большой Будюр Левый - это глубокий каньон, шириной примерно с километр и глубиной примерно метров 600.
там действительно проложена лесовозная дорога, идущая от Эльбана и в этом месте переваливающей через хребет к долине реки Кур и ее притоков, которая лежит ниже, там растет лес и ведутся лесоразработки. В районе месторождения начинается серпантинный участок, который переваливает высокую вулканическую гряду из долины ручья Большой Будюр Левый в долину ручья Маглой, текущего в Амур в юго-восточном направлении.
Для чего все эти подробности? Для того, чтобы понимать, что место, хотя и сравнительно недалекое от железной дороги, очень трудное в транспортном отношении. Есть только лесовозный серпантин, езда по которому сама по себе увлекательное приключение. И это была большая наглость Дальнедр заявить в 2020 году, что, мол, тут есть вся инфраструктура. В том-то и дело, что нет и не предвидится.
Если бы в районе Большого Будюра было бы железорудное месторождение в пару миллиардов тонн, даже руды не слишком богатой, то вопрос транспортной доступности можно было бы решить строительством железнодорожной ветки или же канатной дороги, более подходящей к этим условиям, до Эльбана с перегрузочной станцией. Но руды слишком мало, чтобы что-то такое проектировать и строить.
439 тысяч тонн даже хорошей руды - это 2,1 млрд рублей общей стоимости из расчета 7500 рублей за тонну. В силу некоторых колебаний цен на руду рыночная стоимость может подняться до 3 млрд рублей или около того. Но чтобы получить прибыль, надо суметь в некоторую часть этой суммы уложить затраты на сооружение карьера, добычу руды и транспортировку ее по крайней мере до железной дороги, чтобы можно было отгрузить в порт или на металлургический завод. Это получается непростой подсчет себестоимости с непредсказуемым результатом.
Можно добывать, конечно, сугубо хищническим методом, то есть рвать породу, грузить руду в грузовики и вывозить ее к станции, вообще практически не озадачиваясь созданием инфраструктуры, ну, может быть, только дорогу кое-где подправить. "Амурметалл" мог бы прибегнуть к подобным методам, но почему-то отказался. Значит, в этом месторождении были серьезные подводные камни, которые опытных металлургов отвратили даже от хищнической разработки. Что, вмещающая порода оказалась малость крепковатой? Гранитодиорит, как пишут, залегает в этом районе. Это одна из наиболее прочных вулканических пород. Если это так, то тогда понятно.
В общем, месторождение мелкое и не из простых, а Дальнедра в очередной раз предлагают "кота в мешке", давая описание условий этого месторождения, которое дезориентирует потенциальных недропользователей. На их, недропользователей, счастье, все, кто рискует покупать лицензии на дальневосточные месторождения, в местной геологии и условиях весьма крепко сведущи, что и уберегает их от ошибок.
В очередной раз стоит указать, что это более чем странная политика, требовать деньги за разработку месторождений в таких районах и условиях, где за одно согласие туда поехать уже надо доплачивать.
Lx: 5955