Частная железная дорога — опасная авантюра?

Рыночный капитализм дал бой отечественному госкапитализму. И победил. Во всяком случае, так следует из заявлений «А-Проперти» бизнесмена Альберта Авдоляна. Компания, владеющая в Якутии Эльгинским месторождением угля, оценила строительство частной ветки БАМа в четыре раза дешевле, чем это делают РЖД. Если государственная монополия тратит на километр дороги от 300 до 600 миллионов рублей, то компания создателя сотового оператора Yota обещает сделать это за 74,6 миллиона рублей. Речь идёт о железнодорожном ветке протяжённостью около 500 километров от Эльгинского месторождения до Охотского моря, на берегу которого «А-Проперти» планирует построить угольный терминал. Общую смету в компании оценивают в 97 миллиарда рублей, а срок строительства — в пять лет. Окупаемость проекта — примерно семь лет.

При этом в «А-Проперти» заявляют, что справятся со строительством сами, без государственных субсидий. Взамен просят от РЖД гарантий на перевозку 30 миллионов тонн угля в год на всё время строительства. То есть просят дать приоритет, что сейчас законодательно запрещено: все грузоотправители должны иметь равный доступ к железнодорожным путям общего пользования. Вместе с тем против приоритета угольщикам сейчас активно выступает глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он очень рассчитывает на мощности Восточного полигона, сроки расширения которого отстают от роста грузопотока.

Как всегда, есть обратная сторона медали. Низкая смета, которую декларирует «А-Проперти», подразумевает экономию на стройматериалах и технологиях. В частности, на частной ветке не планируется автоматического регулирования.

Поэтому дав карт-бланш частным структурам, государство рискует получить головную боль в виде транспортной артерии с крайне низким уровнем безопасности. Прецеденты уже имеются. Компания «Эльгауголь», 95% которой принадлежит «А-Проперти», эксплуатирует частную ветку в Амурской области. В июле этого года на перегоне Эльга-Улак столкнулись два грузовых поезда. Девять вагонов сошли с рельсов, два человека погибли, еще двое пострадали. Было возбуждено уголовное дело.

В этой связи в адрес структур  бизнесмена Авдоляна сейчас льётся много критики и обвинений в том, что его компании экономят на безопасности в угоду прибыли. В то время как мировым трендом становится социальная ответственность.

Железнодорожные пути — зона повышенной опасности, требующая жёсткого контроля безопасности. Стоит ли государству отдавать этот сегмент на откуп частным структурам, которые уже запятнаны в смертельном инциденте? Решение за властями.