Как обстоят дела вокруг Северного морского пути — транспортной артерии, развитие которой стало стратегической миссией государства? Актуальная конфигурация сил — в материале «Сибирского экономиста».
Выгодоприобретатели
Ключевой грузоотправитель Северного морского пути сейчас — «Новатэк», во многом благодаря которому за минувшие шесть лет грузопоток по СМП вырос в восемь раз. Главный актив компании Леонида Михельсона — завод «Ямал СПГ» мощностью 16,5 миллиона тонн, который работает на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. СПГ транспортируется с двух перегрузочных терминалов «Новатэка» на Камчатке и в Мурманской области.
«Газпром нефть» — второй грузоотправитель на Севморпути. Компания вывозит нефть через морской терминал «Ворота Арктики» на Ямале и с морской платформы «Приразломная».
«Роснефть» удерживает бронзу, но если амбициозный проект «Восток Ойл» в Красноярском крае «выстрелит», то компания Игоря Сечина может обойти других игроков.
Другая когорта выгодоприобретателей — грузоперевозчики. Это «Совкомфлот» и «Атомфлот».
«Совкомфлот» владеет собственным и зафрахтованным флотом, включая суда совместных предприятий, в количестве 137 судов общим дедвейтом свыше 11,8 миллиона тонн. Более 80 судов обладают ледовым классом. Ранее в августе «Совкомфлот» заказал четыре танкера ледового класса для проектов «Новатэка» у южнокорейской Samsung — на случай, если заказ на другие корабли верфь «Звезда» и предприятия Южной Кореи не успеют выполнить в срок. Поставки готовых танкеров начнутся с 2023 года. Компания также заказала один крупный танкер Arc7 у «Звезды», три на корейской верфи DSME и еще 14 штук — в рамках совместного предприятия с НОВАТЭКом «Смарт СПГ».
«Атомфлот», в свой черёд, обеспечивает пользователей Северного морского пути ледокольным сопровождением. Сейчас планируется создать группировки новых атомных ледоколов для Арктики в составе пяти ледоколов типа «Арктика» (ЛК-60Я) и трёх ледоколов «Лидер» (ЛК-120Я). Правда, период окупаемости ледоколов нового поколения займёт десятки лет.
В рамках «зелёной» повестки
Развитие СМП будет проходить в рамках «зелёных» веяний. «Газпром нефть» заключила с «Совкомфлотом» соглашение о расширении сотрудничества в области повышения эффективности мореплавания в арктической зоне. Соглашение, подписанное на Восточном экономическом форуме, включает заправку танкеров «Совкомфлота» экологическим топливом с низким углеродным следом — в частности, будут пробовать СПГ, водород, аммиак и метанол. Для заправки судов природным газом задействуют первый в России СПГ-бункеровщик — «Дмитрий Менделеев», который недавно построили по заказу «Газпром нефти». Судно будет обеспечивать заправку СПГ по схеме ship-to-ship в российских портах.
Международный аспект
До 2023 года Россия является председателем международного Арктического совета (в него входят также Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция).
Постепенно Арктика становится зоной конфликта между государствами. Главные оппоненты, конечно же, Россия и США. Россия обосновывает свое право контроля за судоходством в Арктике на основании статьи 234 Морской конвенции ООН. Данная статья разрешает прибрежным государствам при наличии круглогодичного льда принимать усиленные меры контроля в своей исключительной экономической зоне как для защиты хрупкой морской среды, так и для обеспечения безопасности судоходства.
Соединённые штаты, напротив, утверждают, что Севморпуть — международный пролив, который не должен находиться под таким единоличным контролем. Штаты желают лишить Россию суверенного права контроля над магистралью.
В обозримом будущем возможен конфликт вокруг Севморпути между Россией и Китаем — в случае, если Россия предпримет действия по закрытию Севморпути для чужих судов. Китай сейчас всё чаще рассматривает Севморпуть как перспективный маршрут в рамках инициативы «Пояс и путь» и развивает свои возможности коммерческого судоходства в Арктике. Для Китая Севморпуть — потенциальная возможность вести торговлю с Европой, не опасаясь санкций США.
Россия уже начинает телодвижения по «оккупации» Севморпути. Ранее в мае Минпромторг подготовил проект правительственного постановления, согласно которому возить по морскому пути добытые в России уголь, нефть и газ смогут только суда российского постройки. То же самое касается каботажа, ледокольной и лоцманской проводки. Бенефициар данного законодательного решения — приморская верфь «Звезда» («Роснефть»), где развернулось масштабное производство нефтяных танкеров и газовозов ледового класса. Инициативу раскритиковал «Новатэк», которому некогда ждать, когда «Звезда» выполнит весь объём заказов (а грузопоток растёт). Кроме того, цена строительства судов в России значительно выше, чем за рубежом.