В новейшем варианте третьей очереди расширения пропускной способности БАМа, которое недавно предложило РЖД, больше всего удивляет намерение проложить более 800 км третьих путей. Это было в рамках более дорогостоящего сценария расширения магистрали, который РЖД оценивает в 2,89 трлн рублей (вместе с Эльгинским участком).
Вообще-то, третьи и четвертые главные пути прокладывают на особо загруженных магистралях с постоянным грузопотоком. По программе развития железных дорог в 2007 — 2015 годах, строительство третьих путей предполагалось, к примеру, на участке Крюково — Клин Октябрьской железной дороги (50,7 км), Бекасово — Нара (8 км), и даже четвертых главных путей на участке Москва — Крюково (39 км). Тут все понятно. Магистраль Москва — Крюково — Клин — это очень загруженная магистраль.
Поэтому возникает вопрос, а где это на БАМе собрались уложить 800 км третьих путей?
Насколько можно судить, в нашей практике укладка третьих и четвертых путей делается для того, чтобы разделить грузовое и пассажирское, в частности, пригородное движение с плотным графиком.
Но где на БАМе такое интенсивное пассажирское движение, чтобы для него потребовалось выделять отдельный путь?
В общем, подобный план выглядит излишеством и желанием заработать на ненужных капитальных вложениях.
Третьи главные пути были бы целесообразны на Транссибе, вблизи крупных городов, где есть пригородное пассажирское сообщение. На расстоянии примерно 80-100 км в обе стороны по главному ходу от крупного города, например, от Красноярска, пассажирское сообщение достаточно интенсивное, чтобы поставить вопрос о сооружении третьего главного пути.
Если посмотреть еще дальше в будущее, в перспективы введения высокоскоростного пассажирского движения, то третий путь для скоростных пассажирских поездов по Транссибу становится необходимым, и можно было бы начать его строить сейчас.
Или еще вариант третьего пути — под автоматизированное вождение контейнерных поездов в обе стороны, с терминалами автоматизированной погрузки и разгрузки контейнеров.
Строить третий путь под скоростное пассажирское движение или автоматизированные контейнерные поезда — это имеет смысл, поскольку это новый уровень развития железнодорожного транспорта; это инвестиции в будущее. Предлагаемый РЖД вариант построить 800 км третьих путей на отдаленной магистрали в ожидании неких будущих грузопотоков не выглядит как рациональное инвестирование.