В Иркутской области подняли вопрос о повышении тарифов на электроэнергию для майнеров. Письмо с соответствующим предложением написал губернатор области Игорь Кобзев вице-премьеру Александру Новаку, который курирует топливно-энергетический комплекс. По словам главы региона, энергопотребление в области в 2021 году резко выросло.
Если последние четыре года население Иркутской области потребляло в среднем 5,9 миллиарда кВт*ч, то только за первое полугодие 2021 года объём потребления составил 4,7 миллиарда кВт*ч. Такой уровень превзошёл все ожидания, ведь прогнозировался рост всего лишь на 2,8% к прошлому году. По итогам года энергопотребление может увеличиться на 159%.
Так вот, губернатор Игорь Кобзев считает, что аховый прирост в энергопотреблении создали майнеры. По сведениям главы Иркутской области, масштабы майнинга растут в геометрической прогрессии. Ситуация ухудшается миграцией майнеров из Китая, где власти ввели запрет на майнинг. Чиновник видит в манерах угрозу и предлагает федеральному правительству бороться с ними посредством увеличения тарифов. В своём письме Кобзев указал, что манеры «бессовестно пользуются тем, что у нас в регионе низкие тарифы на электроэнергию», и именно они «должны платить за электроэнергию по другим тарифам».
Кроме того, предлагается закрепить в законодательстве понятие майнинга как предпринимательской деятельности. Это облегчит процесс пресечения генерации криптовалют под видом бытового потребления и упростит квалификацию таких деяний как незаконной предпринимательской деятельности.
На практике, судя по всему, это будет выглядеть как введение социальной нормы потребления электроэнергии. В рамках этой нормы энергопотребление будет оплачиваться по бытовым тарифам, сверх нормы — по специальным повышенным тарифам.
Приангарье — мекка для майнеров
Иркутская область является неформальной меккой российского (а теперь и практически международного) майнинга. Регион благодаря высокой доли выработки энергии на ГЭС сохраняет низкие тарифы для населения, потому заниматься майнингом здесь особенно выгодно.
За 1 кВт*ч горожане платят лишь 1,23 рубля, жители сельской местности – 0,861 рубля. В сельской местности и обитает наибольшее количество майнеров — ввиду максимально дешёвой электроэнергии.
Региональные власти считают, что рост энергопотребления из-за майнинга грозит перегрузкой распределительных сетей, что на пороге отопительного периода может быть очень опасно для всей системы энергопотребления.
Виновники всех бед
Во властных кругах довольно распространён враждебный настрой по отношению к майнерам как к субъектам экономики. Аналогичного настроя придерживаются ресурсники. Майнеров винят в нарушении системы перекрёстного субсидирования — предприниматели терпят убытки, потому как им приходится платить за чьи-то коммерческие интересы по принципу перекрестного субсидирования. Население тоже страдает: жители жилых массивов, рядом с которыми расположены майнинговые фермы, страдают от частых аварий на сетях из-за их перегрузки.
Энергосбытовая компания «Иркутскэнерго» фактически объявила войну майнерам, вычисляя их «фермы», чтобы через суд принудить платить по счетам за электроэнергию за счёт собственных средств.
На счёт уровня энергопотребления майнингового бизнеса существуют полярные мнения. Есть исследования, которые говорят в пользу того, что майнинг — энергозатратный процесс. К такому выводу, в частности, пришли исследователи из Кембриджского университета. В исследовании приводятся сопоставительные примеры: энергии, затрачиваемой на годовой майнинг криптовалюты, хватило бы на то, чтобы все чайники Великобритании кипели 27 лет. С другой стороны, признают эксперты, электричества, которое потребляют в год все не работающие, но не выключенные из электросети приборы Америки, хвватило бы на год работы всей биткоиновой сети.
Прецеденты есть
Пример диверсификации энергопотребления имеется уже есть в шести российских регионах, в частности в Крыму и Севастополе. Одно время на рассмотрении у федерального правительства находился вопрос о введении соцнормы энергопотребления во всей стране, но вопрос сняли с повестки. Вероятно, власти решили не нагнетать социальное напряжение — любые корректировки в тарификации по жилищно-коммунальному хозяйству воспринимаются населением враждебно.