Новый, 2026 год, начнем с необычной просьбы, адресованной генеральному директору "Росатома" Алексею Лихачеву: репрессируйте, пожалуйста, руководство своей пресс-службы. В конце декабря 2025 года пресс-служба "Росатома" распространила сообщение о сдаче в опытно-промышленную эксплуатацию комплекса по утилизации промышленных отходов "Западная Сибирь" недалеко от Северска, Томской области. Но сообщение было такое, что ни о том, какие именно отходы, ни о том, какие именно технологии применяются в комплексе, не было сказано ни слова.
Вот, к примеру, из сообщения ТАСС: "Он отметил, что экотехнопарк вобрал в себя передовые отечественные технологические решения, разработанные усилиями ведущих ученых госкорпорации, Российской академии наук. Эти технологии призваны обеспечить самые современные стандарты переработки отходов и гарантировать высокий уровень безопасности для окружающей среды и людей, живущих рядом. Новые предприятия создаются c учетом самых жестких экологических требований. Работа с отходами будет осуществляться посредством нескольких технологий, ориентированных на получение в ходе утилизации востребованных в промышленности и экологически безопасных продуктов...". Ну и так далее, такое вот бессодержательное щебетание.
Алексей Евгеньевич, Вы должны понимать, что публика накушалась подобных бессодержательных заявлений и заверений настолько досыта, что подобное сообщение воспринимается почти автоматически как признак провала проекта, как "картонная дурилка", и прочее в таком же духе.
В общем, не столь трудно было найти несколько более конкретные сведения об этом комплексе по утилизации промышленных отходов, в которых говорится, что там будут перерабатываться ртутьсодержащие лампы, свинцовые аккумуляторы, кабели, также батарейки, различные горючие отходы. Но и этого маловато, а правда, между тем, захватывает дух.
Что мешало пресс-службе "Росатома" взять, к примеру, проектные материалы по экотехнопарку "Западная Сибирь"? Они открыто лежат на сайте компании и находятся поиском, там есть описания технологий, а также список отходов, которые предполагается перерабатывать. В этом списке 276 позиций. Приведем некоторые из них с комментариями.
Смеси пестицидов и агрохимикатов в виде остатков после очистки хранилищ, в смеси с грунтом и остатками упаковки, что довольно часто бывает на крупных агропредприятиях, торговых складах и магазинах, продающих удобрения.
Отходы отгонки избытка диоктилфталата - пластификатора, используемого в искусственной коже и изделий из поливинилхлорида; вещество, хотя и умеренно токсичное, но вредное для сердца, а в парообразном состоянии еще и взрывоопасное.
Фусы каменноугольные - отход очень специфический и малоизвестный; это липкая паста из угля, кокса, каменноугольной смолы, фенолов, нафталинов, пиренов и других токсичных веществ. Выход фусов составляет 0,25% на тонну кокса, так что при производстве в России в 2024 году 24,1 млн тонн кокса образовалось 60250 тонн такого рода отходов. В Сибири главный источник фусов - это Кемеровская область с его коксохимическим производством.
Затем кислый гудрон - отход сернокислотной очистки масел на нефтехимических предприятиях. В России ежегодно образуется около 50 тысяч тонн кислых гудронов и еще несколько миллионов тонн как-то складировано. В 2025 году недалеко от Хабаровска ликвидировали накопитель почти на 20 тысяч тонн кислого гудрона, оставшегося от Хабаровского НПЗ, работавшего с 1965 по 1985 годы. Его нельзя просто так куда-то вывалить и нельзя сжечь, потому что в нем от 15 до 70% остатков серной кислоты.
Пиперилен или кубовой остаток его ректификации. Изомером это вещества является гораздо более известный изопрен, получается из этилена и используется для производства пластмасс, клеев и смол. Летуч, горюч, едкое и опасное для здоровья вещество.
Кубовой остаток ректификации дихлорэтана - используется как сырье для производства винилхлорида, а также как растворитель. Летуч, горюч, токсичен, имеет наркотическое действие, может вызвать смертельное отравление.
Кубовые остатки ректификации триэтилбора - в химии используется как инициатор полимеризации, а также в качестве запала для ракетного топлива, поскольку чрезвычайно легко воспламеняется на воздухе.
Ну и так далее, в таком же духе: отходы ацетона, четыреххлористого углерода, толуола, бутилацетата, тетрахлорэтилена, формальдегида. Особое внимание уделяется серной кислоте и ее многочисленным отходам, также соляная, азотная, фосфорная, плавиковая кислоты, различные щелочи и неорганические соединения. Или вот, к примеру, цианборогидрид натрия - одновременно едкий и горючий, при контакте с водой образует легковоспламеняющийся газ, а при контакте с кислотами образует высокотоксичный газ. Полулетальная доза всего 28 миллиграммов на килограмм веса, взрослому человеку хватит всего 4 грамма для смертельного отравления.
Как, впечатляет? Это далеко не весь список, а только то, что в глаза бросилось. На предприятии обеспечивается физико-химическая обработка отходов (кислоты, щелочи, их смеси, различные неорганические соединения), в которых загрязняющие вещества переводятся в малорастворимые соединения, имеющие сферу полезного применения, а также высокотемпературное обезвреживание, то есть сжигание при высокой температуре с последующей многоступенчатой очисткой дымовых газов и утилизацией тепла. Мощность по физико-химической переработке составляет 24,8 тысяч тонн в год, а по высокотемпературному обезвреживанию - 25,2 тысяч тонн в год (67,9 тонн и 69 тонн в сутки соответственно).
Кто придумал назвать это предприятие "экотехнопарком"? Это настоящий завод по переработке опасных химических отходов (ЗПОХО) - исключительно полезный объект, даже если будет работать на часть обещанной мощности. Промышленность с ним будет ощутимо чище, поскольку появляется возможность сдать на переработку отходы, которые ранее сливались в какие-нибудь емкости и накопители, сваливались по углам или даже куда-то тайком вывозились. Такие отходы появляются не только на крупных предприятиях, но и у малого и среднего бизнеса, так что было бы целесообразно в крупных городах создать сборные пункты, куда предприятия и организации могли бы привезти и сдать такие опасные отходы, определенным образом упакованные, а оттуда они бы вывозились на переработку на завод в Северске.
Теперь, надеюсь, понятно, почему генеральному директору "Росатома" стоило бы устроить репрессии среди руководства своей пресс-службы? Понабрали мальчиков и девочек, которые ни в чем, кроме утонченного потребительства, не разбираются, элементарных вещей про крепкие кислоты, едкие щелочи и оружейный плутоний растолковать не могут, чем и наносят почтенной корпорации немалый информационный урон.
Lx: 6683
