Стоит продолжить тему прогрессирующего банкротства промышленности, начатую в одной из недавних статей. Дело в том, что, кроме банкротства промышленности, государства и регионов, зависимых от налогов, собираемых с промышленности, это еще и банкротство корпоративного менеджмента. Да, того самого корпоративного менеджмента, который многими годами демонстрировал свою особенную избранность, подчеркивая ее огромными зарплатами, роскошными офисами и лимузинами, фешенебельными апартаментами, люксовым образом жизни, а также периодически рассказываемыми в глянцевых журналах "историями успеха". Сколько у этих людей было высокомерия и самомнения! Теперь пора платить ответной любезностью и спросить, взяв за пока еще не заложенную в ломбард золотую заколку галстука: "Как Вам удалось построить такую убыточную компанию и залезть в такие огромные долги?".

Это, конечно, стёб, но лишь наполовину. Ответ на этот вопрос весьма важен, как и с точки зрения того, как не надо делать, так и с точки зрения выявления факторов наступления такого феноменального положения дел. Тем более в свете того, что весь топ-менеджмент, да и не очень топ-менеджмент, а так, руководители среднего звена, - поголовно люди с высшим образованием, экономическим или финансовым, и им хотя бы азы бухгалтерии, финансового анализа, налогового учета и прочих подобных предметов, безусловно известны. Это не люди "от станка", которые не могут различить дебиторскую задолженность от кредиторской; им эти понятия знакомы. Тогда поставленный вопрос становится еще более жгуче интересным? Вот в самом деле - как?

В предыдущей статье излагался механизм, как это происходило. В двух словах: отгрузка продукции под обещания оплатить когда-нибудь потом, то есть в дебиторскую задолженность - неплатежи, нередко длительные - нехватка денежных средств и кассовые разрывы - кредиты под любые проценты, потому что "нужда не знает заповедей". Кредиты и проценты накапливались, почти как снежный ком, и теперь встает вопрос вообще о способности набравших кредитов предприятий с ними расплатиться.

В числе компаний-должников, согласно списку Forbes: "Газпром" (6,047 трлн рублей долга на конец 2024 года), "Роснефть" (3,6 трлн рублей), "РЖД" (2,771 трлн рублей на конец 2024 года, 3,36 трлн рублей на 30 июня 2025 года), "Атомэнергопром" (2,459 трлн рублей) и так далее. Как мы понимаем, это все про нас, особенно "РЖД". Для регионов Сибири железная дорога - фактически единственный транспорт, и от финансового состояния компании зависит очень многое.

Так вот, разве руководители этих и множества других крупных компаний, погрязших в больших долгах, не понимали, что дебиторская задолженность, неплатежи и кредиты - это очень опасно для корпоративных финансов? Самое интересное, что, скорее всего, нет. Потому что привыкли затыкать дыры, возникающие от не слишком хорошего ведения бизнеса, кредитными деньгами.

Эта точка зрения может вызвать недоумение и возражения, однако, тому есть свои аргументы.

В прошлые годы было много разговоров о дорогих кредитах. Действительно, в банках кредитные ставки уже много лет были двухзначными, да и бизнес периодически стонал на тему дороговизны заемного капитала и высоких процентов. Только при этом невозможно было найти ставок по кредитам, которыми кредитовались юридические лица. Да, кредиты физическим лицам и юридическим лицам серьезно отличались по условиям, в частности, по ставкам. Но шило неудержимо лезет из мешка. Евразийская экономическая комиссия представила данные по денежно-кредитной статистике, сообщенные экономическими министерствами стран-членов, в том числе и Министерством экономического развития РФ. Там были и средневзвешенные ставки по кредитованию. Так вот, к примеру, в 4-м квартале 2015 года физлицу предлагался краткосрочный кредит по 24,9% годовых и долгосрочный (более 1 года) по 17,9% годовых. Для юридических лиц в том же 4-м квартале 2015 года ставки были по краткосрочным кредитам 13,7% и по долгосрочным кредитам 13,8% годовых. Это был период с весьма высокими ставками. Потом ставки резко упали. 4-й квартал 2020 года:

физлица:

краткосрочный кредит - 13,7% годовых,

долгосрочный кредит - 10,1% годовых,

юрлица:

краткосрочный кредит - 6,1% годовых,

долгосрочный кредит - 6,8% годовых.

Во 2-м квартале 2022 года с физлица по краткосрочному кредиту требовали 23,9% годовых, а с юрлица по краткосрочному кредиту - 13,4%.

Это еще не все. Есть такое понятие - реальная процентная ставка по кредиту, то есть номинальная ставка минус инфляция. Инфляция у нас всегда была довольно высокой. Например, в 2021 году среднегодовая ставка по краткосрочным кредитам для юрлиц - 11,5% годовых. При этом, инфляция в 2022 году составила 11,92% в год. Как это работает? Допустим, компания берет кредит на 4-й квартал 2022 года под 9,2% годовых или 2,3% в квартал. При этом инфляция за этот же квартал составляет 1,33%. Таким образом, реальная ставка краткосрочного кредита составляет 1% в квартал или 4% годовых. По годовым ставкам, в 2021 году среднегодовая ставка по долгосрочным кредитам была 7,8% годовых, а инфляция в том же году составила 8,39%. Реальная ставка -0,59% годовых. Даже если инфляция была невысока, как в 2019 году - 3,05%, то все равно она "отъедала" треть номинальных ставок. Например, номинальная ставка, краткосрочный кредит, средняя в год - 8,7, реальная ставка - 5,65%; номинальная ставка, долгосрочный кредит, средняя в год - 9,4%, реальная - 6,35%.

Подобные подсчеты можно производить и дальше, но из этого следует, что кредит для юрлиц в прошлом был очень дешевым, в ряде случаев практически бесплатным, если считать по реальной ставке. Она прекрасно укладывалась в среднюю рентабельность промышленности, позволяя, не особенно перегружая финансы, затыкать дыры в бизнесе. Зачем тщательные расчеты, утомительный финансовый контроль, всякие инновации? Получился кассовый разрыв, пошел, кредитнулся на квартал-другой - проблема решена, а там, может, и дебиторку закроют.

Все это закончилось в 4-м квартале 2023 года, когда ставки резко подскочили и потом стали расти дальше. Посчитаем сразу всю картину.

2024

Инфляция - 9,51%

краткосрочная номинальная, средняя - 18,9%

реальная - 9,39%

долгосрочная номинальная, средняя - 15%

реальная - 5,49%

2025

инфляция - 5,68 (расчетно)

краткосрочная номинальная, средняя - 21,4%

реальная - 15,72%

долгосрочная номинальная, средняя - 16,7%

реальная - 11,02%

Ставки по краткосрочным кредитам всех и подкосили - резкое возрастание стоимости обслуживания кредитов, когда проценты по кредитам складывались в колоссальные суммы, убивающие любую рентабельность.

Отсюда вывод, что промышленный менеджмент "умел" хозяйствовать лишь тогда, когда заемные деньги стоили недорого, в ряде случаев получалась даже отрицательная реальная кредитная ставка. И то, как помнится, сколько было выступлений на тему, что "кредиты дорогие"! Бизнес хотел себе долгосрочного кредитования под 3-4% годовых, то есть отрицательной реальной ставки, в убыток банкам. Как только заемные деньги стали стоить денег, так все у них из рук и повалилось, причем оказалось, что весьма многие компании не умеют считать деньги буквально на уровне приходно-расходной книги, то есть не контролируют приход и расход денежных средств, почему и нуждаются постоянно в займах. Просто феноменально!

Вот вам, дорогие топ-менеджеры и руководители, и зарплаты, вот вам и офисы с лимузинами, вот вам и апартаменты с отдыхом на Мальдивах! А мы будем с интересом наблюдать, как вы будете отдавать 113 трлн рублей долгов. Или уже больше набрали?...

Lx: 7515