В новостях пишут, что министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев пошел 21 января 2026 года на совещание к губернатору Новосибирской области и там доложил, что перед научным сообществом поставлено 28 задач, из которых шесть уже решены. Новосибирский государственный аграрный университет (с 29 октября 2025 года переименованный в Сибирский государственный университет инженерии и биотехнологий, сокращенно Университет биотехнологий) по заданию Министерства сельского хозяйства Новосибирской области разработал... технологию выращивания карпа в установках замкнутого водообеспечения.

Сколько уже подобных случаев рассмотрено, но всякий раз поражаешься наглости имитации достижений. Сама по себе технология появилась еще в Японии в 1950-х годах, но более или менее современные образцы были созданы в 1970-х годах. В СССР первая установка с замкнутым циклом водообеспечения была создана во Всесоюзном научно-исследовательском институте прудового рыбного хозяйства (ВНИИПХ) в 1975 году. В 1978 году появились промышленные установки на Уралмашзаводе и колхозе им. Кирова в Эстонии. Но они были не слишком удачными, и в июне 1978 года Министерство рыбного хозяйства СССР учредило лабораторию аквакультуры в Калининградском техническом институте рыбной промышленности. Им удалось выработать полноценную технологию и в 1982 году на Калужском турбинном заводе была создана установка мощностью 150 тонн карпа в год. Всего с 1980 по 1991 год было построено 18 таких установок из 30 запроектированных. После распада СССР технология в России практически загнулась, а вот за рубежом она получила весьма широкое развитие. К примеру, только в США - далеко не лидере в этом секторе - в 2023 году было зарегистрировано 575 ферм, в которых было 26492 емкостей суммарным объемом 382,4 тысячи кубометров.

Но это все мелочи по сравнению с китайскими масштабами. В 2021 году производство продукции в "индустриальной аквакультуре" составляло 6,8 млн тонн, а объем воды - 96 млн кубометров. Причем за 20 лет объем воды в "индустриальной аквакультуре" Китая вырос более чем в три раза. Выращивается более 800 видов и 240 генетически модифицированных разновидностей рыб.

Отрасль установок замкнутого водообеспечения интенсивно развивается и по оценкам в 2024 году объем мирового рынка оборудования для этого сектора составил 3,4 млрд долларов. По прогнозам, впрочем, довольно гадательным, рынок к 2034 году должен увеличиться до 8,2 млрд долларов. Скорее всего, это далеко не точные и не полные оценки, поскольку они учитывают в основном США, Европу и связанные с ними страны, тогда как Китай имеет собственный рынок оборудования для таких ферм.

То, что технология недешевая - с этим соглашаются и те, кто ею занимаются. Однако, есть немаловажный фактор, который толкает к системам замкнутого водообеспечения. Проточное водоснабжение, то есть обычный пруд, требует 40-50 тысяч литров воды на 1 кг прироста рыбы. Система оборотного водоснабжения - 4-5 тысяч литров, а установки замкнутого водообеспечения с интенсивной очисткой воды - от 100 до 600 литров на 1 кг привеса рыбы. При этом нельзя сказать, что такой бизнес гарантированно прибыльный. Напротив, далеко не все фермы рентабельны.

К слову сказать, не так уж далеко от Новосибирска, в Югре Кемеровской области была попытка создать рыбную ферму с установкой замкнутого водообеспечения. ООО "Сибирская инвестиционная группа" в сентябре 2021 года запустила первую очередь завода мощностью 1007 тонн в год, стоимостью 750 млн рублей. 4 линии из 32 бассейнов по 100 кубометров в каждом. Ожидаемая выручка у них составляла 400 млн рублей в год.

Вообще, с учетом того, что выход филе составляет примерно 56% от веса рыбы, у них получалось 563920 кг филе. При выручке в 400 млн рублей, продажная цена получалась порядка 709 рублей за кг, что весьма неплохо, поскольку в ритейле филе радужной форели шло от 900 до 1600 рублей за кг в 2021 году. По словам генерального директора компании Бориса Горшунова, себестоимость составляла 170-200 рублей за кг. Рентабельность более чем в 70%? Не многовато ли? Если установить бы цену в 300 рублей за кг и удовлетвориться прибылью в 100 рублей за кг, то есть рентабельностью несколько более 30%, то можно было бы добиться очень хорошей конкурентной позиции по цене, по крайней мере для местного рынка.

Но, не получилось. В августе 2024 года производство было приостановлено по причине нерентабельности. Что там произошло, понять трудно. Может быть, неправильно составленный бизнес-план, обещавший "бешеную прибыль", в котором отсутствовали важные статьи расходов. Хотя, завод строился с 2017 по 2021 годы и в него вкладывались большие деньги. За пятилетку все можно было разработать и подсчитать досконально. Может быть, не смогли выйти в ритейл. Может быть, получалось неустойчивое качество продукции. "Истории неудачи" рассказывают неохотно, хотя анализ неудачи именно этого проекта, который был построен, работал и выдавал продукцию, исключительно важен для дальнейшего развития этой отрасли.

Сейчас дело не в неудаче рыбного завода в Югре, а в том, что технология установок замкнутого водообеспечения не только была известна, но и даже применялась в соседнем регионе в промышленном масштабе. Элементарные справки, наводимые в течение минут десяти, показывают, что эта технология хорошо разработана, много где применяется, и потому надо очень отличиться, чтобы внести в нее какие-нибудь улучшения, особенно по части сокращения затрат. Никаких сведений о том, что аграрный... то есть университет биотехнологии добился существенного улучшения технологии по сравнению с используемыми в мире образцами, нам не представлено. А так, взять аквариум, смастерить к нему нечто вроде системы очистки и вырастить в нем рыбку - это неплохое задание для студентов, но вовсе не какое-то прорывное достижение, о котором стоит докладывать губернатору.

И сколько еще будет продолжаться этот парад имитаций научных достижений?

Lx: 5922