Баимка: сроки постоянно буксуют

Проект строительства Баимского горно-обогатительногоо комбината на Чукотке примечателен тем, что для его энергоснабжения будет использоваться атомная энергия.

Строительство Баимского ГОКа запланировано в рамках освоения медно-золотого месторождения Песчанка на Чукотке. Запасы месторождения оцениваются в 32 миллиона тонн меди и две тысячи тонн золота. Проект освоения Баимской рудной зоны включён в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года. Разработкой месторождения занимается казахская компания KAZ Minerals. Ожидается, что ежегодно на предприятии будут производить не менее 250 тысяч тонн меди и 400 тысяч унций золота. Старт промышленной разработки одного из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений буксует из-за его географического расположения — на севере Чукотки, вдали от инфраструктуры.

Энерговопрос стоит ребром

Изначально планировалось, что обеспечивать энергетические нужды ГОКа будет плавучая АЭС «Академик Ломоносов». На строительство атомной баржи ушло более 10 лет и 120 миллиардов рублей, но запуск упёрся в инфраструктурное ограничение: к плавучей АЭС через тундровую зону необходимо проводить наземные ЛЭП длиной более 500 километров. Желающих тянуть ЛЭП не нашлось. В 2019 году атомная баржа встала на мертвый якорь в порту Певек.

В качестве резервного варианта энергоснабжения были предложены несколько проектов. Так, «Новатэк» предложил построить плавучую электростанцию на сжиженном газе. «РусГидро» предложил расконсервировать проект Аркагалинской ГРЭС (с 1993 года большая часть оборудования станции находится на консервации). Так или иначе энергоснабжение Баимского ГОКа предполагает строительство наземных ЛЭП. В итоге новым рабочим сценарием стал проект «Росатома» по строительству четырёх плавучих энергоблоков. Мощность каждого из ПЭБов составит 106 МВт. Стоимость строительства ПЭБов на реакторах РИТМ-200 оценивается более чем в 190 миллиардов рублей.

Проект освоения золото-медного месторождения также предполагает строительство портовой инфраструктуры на мысе Наглейнын (здесь разместятся терминалы для обработки грузов с Баимки) и автомобильной дороги от Баимского ГОКа до порта общей протяженностью около 420 километров.

Из-за энергетической проблемы плановый запуск Баимского комбината не раз откладывался. Ставились сроки на 2024 и 2026 года. Однако дело буксует из-за инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию автодороги запланирован на 2026 год. Плавучие энергоблоки «Росатом» запустит не ранее 2027 года. Время идёт, а когда начнётся строительство ГОКа — до сих пор вопрос открытый, не говоря уже про сроки сдачи в эксплуатацию.

Инвестиции в Баимский ГОК тоже могут сдвинуться в сторону увеличения, как и сроки. Пока звучит цифра в 8 миллиардов долларов. Более 480 миллионов долларов из них уже вложила медедобывающая компания KAZ Minerals.

Новые риски по срокам

Пока подвижек по Баимке немного. Ранее в августе контракт на производство турбин для плавучих энергоблоков «Росатома» достался «Киров-Энергомашу». Дочерняя структура «Кировского завода» получила контракт на 16,5 миллиарда рублей. Притом машиностроительный дивизион «Росатома» заключил договор с КЭМ как с единственным поставщиком, потому как остальные участники фактически бойкотировали тендер.

Второй претендент, консорциум «Силовых машин» и Уральского турбинного завода, вышел из конкурса. Предприятия считают цену контракта заниженной минимум на 17% — с учётом роста цен на металлы такая стоимость  не позволит выполнить работы в срок, и контракт станет убыточным для его исполнителя. Это значит, что проект Баимского ГОКа снова рискует сдвинуться по срокам.