Продавать более дорогие продукты переработки, а не изначальное сырьё – следующая ступень развития всех добывающих экономик. У России проблем с добычей нет, а вот с обработкой сырья всегда были нелады.
Так обстоят дела и с углехимией. С 2010 года российские угольщики нарастили добычу на 35%, до ожидаемых в этом году 435–440 миллионов тонн. Мировая конъюнктура располагает к тому, чтобы толчок к развитию получила углехимия – последняя может занять существенную долю в экспорте вместо традиционного экспорта угля. Спрос на традиционное топливо в мире будет снижаться на фоне роста доли возобновляемых источников энергии, считают эксперты. Чтобы подготовиться к неизбежному, российским властям следует развивать углехимическое производство.
По данным аналитиков независимого агентства Argus, в настоящее время порядка 75% экспортных поставок угля приходится на Европу и страны Северо-Восточной Азии. Именно по этим направлениям прогнозируется падение спроса на фоне экологической повестки – примерно на 0,2%-3,5% в год. Вместе с тем ожидается существенное увеличение потребности на базовые полимеры. Так, согласно прогнозам Argus, ежегодно мировой спрос на окись пропилена будет увеличиваться на 5,5% до 2030 года, на сам полипропилен — на 4,7%. Эти две тенденции – падение спроса на уголь и рост спроса на продукты углехимии — неизбежно должны сойтись в одной плоскости.
В пользу экспорта продуктов углехимии против экспорта традиционного топлива говорят транспортные издержки, которые у угольных перевозок выше, несмотря на субсидирование железнодорожных поставок в направлении морских портов. Транспортные издержки России выше, чем у других крупнейших экспортеров угля — Австралии и Индонезии.
А вот сдерживающим фактором является высокий объём капитальных затрат, необходимых для строительства производственных мощностей. По расчётам аналитиков, инвестиции в создание углехимического производства годовой мощностью в 400 тысяч тонн полиэтилена низкого давления составят $4,7 миллиарда, что почти в три раза превышает стоимость аналогичного нефтеперерабатывающего завода.
У России до сих пор нет внятной стратегии развития углехимического производства. В то же время Китай, крупнейший в мире потребитель угля, за последние десять лет нарастил мощности угольной химии на 36,5%, до 38 миллионов тонн. В 2020 году из угля была произведена треть выпущенного в КНР метанола и как минимум 11% этилена и 13% пропилена. Активно развивает углехимию и Индия, которая планирует к 2030 году расширить переработку угля до 100 миллионов тонн сырья в год.