РЖД на шее государства

Неспособность железнодорожной монополии самостоятельно вести успешную хозяйственную деятельность всё чаще выходит на повестку. Отсюда и недоверие федеральных властей в отношении того, что железнодорожное предприятие способно самостоятельно, без внешнего контроля и мониторинга, реализовать капиталоёмкие проекты вроде реконструкции Восточного полигона.

Ушли в минус

В 2020 году ОАО РЖД получило 52,9 миллиарда рублей чистого убытка (по международным стандартам финансовой отчетности). Доходы холдинга упали более чем на 9%. Тогда в монополии кивнули в сторону пассажирских перевозок — именно этот сегмент сильно просел в результате распространения коронавирусной инфекции. Доходы от пассажирских перевозок из-за пандемических ограничений в 2020-м сократились на 41,7%. Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре сократились на 4,2%, от предоставления логистических услуг – на 8,1%.

2019 финансовый год железным дорогам удалось завершить с чистой прибылью 155,7 миллиарда рублей. В 2018 году чистая прибыль РЖД составила 35,4 миллиарда рублей.

Оставляет желать лучшего чистый долг компании. В 2020-м он составил 1,61 триллиона рублей против 1,44 триллиона годом ранее: его рост компания объясняет увеличением рублевого эквивалента валютных заимствований в условиях ослабления рубля.

По состоянию на июнь 2021 года общий объём кредитного портфеля РЖД, включая банковские займы, рублевые облигации и еврооблигации, составил 1,64 триллиона рублей, увеличившись на 128,4 миллиарда рублей к уровню начала года.

В середине ноября премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении из Резервного фонда 149,6 миллиарда рублей на сокращение долговой нагрузки Российских железных дорог. Ещё 45,8 миллиарда рублей РЖД и предприятие «Крымская железная дорога» получат на компенсацию потерь в доходах. Как сказано документах, средства будут направлены «на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

Не вытягивают ни инвестиций, ни ответственности

Отдельная тема — инвестиционная программ РЖД, которая не тянет капиталоёмкие проекты, которые нужны государству. Так, ранее в ноябре выяснилось, что инвестпрограмма РЖД не потянет проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой.

Хотя суммы по инвестиционным проектам у железнодорожников не малые. Только на 2021 год инвестпрограмма монополии составляет около 700 миллиардов рублей. Вероятнее всего, дело не в бюджетах, а в том, как топ-менеджеры РЖД распоряжаются этими бюджетами и как администрируют крупные строительные проекты. А делают они это неважно.

Главный инвестпроект для РЖД сейчас — расширение Восточного полигона. Проект предусматривает увеличение провозной способности железнодорожных путей БАМа и Транссиба. Проект модернизации Восточного полигона реализуется с 2013 года. Всё идёт негладко: объекты принимаются в эксплуатацию с задержкой и сроки срываются, бюджеты раздуваются, работы выполняются некачественно. Первый этап планировали завершить в 2017 году, но потом сдвинули срок на 2020-й. В итоге первый этап завершается только в 2021 году.

По поручению президента Путина летом 2021 года была создана Комиссия во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным, которая занялась надзором за ходом строительства на Восточном полигоне. Это стало большим аппаратным поражением РЖД — монополию де-факто признавали неспособной реализовать проект без мониторинга и контроля извне.