Новая напасть в сфере железнодорожных перевозок. В стране возник дефицит вагонов.
Около месяца назад Татарстан уведомил первого вице-премьера Марата Хуснуллина о дефиците вагонов в регионе, который создаёт риски остановки работы комбината, поставляющего железобетонные конструкции для нефтяных компаний. Хуснуллин поручил разобраться в проблеме ФАС и Минтрансу совместно с РЖД. Железнодорожной компанией совместно с Союзом операторов был создан оперативный штаб. В состав Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) входит 30 операторов железнодорожного подвижного состава. «Организовано взаимодействие с регионами и предприятиями, ведётся мониторинг и оценка потребностей в подвижном составе», — сообщили в РЖД.
Татарстан — не единственный регион, откуда поступают сообщения об опасном дефиците вагонов. Аналогичная ситуация сложилась в Калининградской области и республике Коми. Притом в Коми говорят об угрозе срыва поставок топлива и отопительного сезона. А в Калининградской области дефицит вагонов связывают с возникшим дефицитом угля для населения.
Жалуются промышленники. Строители и девелоперы говорят, что цемента и стройматериалов не хватает во многом потому, что для них не хватает вагонов. Железнодорожные составы заполнены грузами гигантов — компаний «Содружество» и «Автотор», а дополнительной нагрузкой на лимитированное число составов легли контейнерные перевозки из Китая в Европу.
Причина возникшего дефицита вагонов лежит на поверхности — это разразившийся бум грузоперевозок. С одной стороны, это хорошо: российская экономика восстанавливается от пандемийного простоя на фоне роста спроса на сырьё, в том числе на внешних рынках. Первую скрипку играют перевозки угля, которые угледобытчики активно наращивают на фоне благоприятной конъюнктуры мировых цен на уголь. Здесь нужно добавить, что экспортным поставкам в настоящий момент отдаётся приоритет в части загрузки железнодорожной инфраструктуры.
Свою роль сыграло и поведение операторов, которые радуются высоким ставкам и не спешат с ремонтом отстранённых от работы вагонов. Среди крупнейших собственников вагонов можно выделить Первую грузовую компанию (ПГК), РЖД и Федеральную грузовую компанию (ФГК). Они сейчас не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством. Что это за задачи — не уточняется.
Ещё один фактор — сезонный. В третьем-четвертом кварталах наблюдаются традиционно высокие объёмы перевозок, а также повышенный спрос на вагоны под грузы ЖКХ к зиме. Особенно внушительный объём ЖКХ-грузов идёт в направлении северных регионов.
О дефиците вагонов в сибирских регионах и на Дальнем Востоке сообщений пока не поступало, но такая угроза есть, потому как железнодорожные перевозки представляют собой единую взаимозависимую систему. Впрочем, эксперты уверяют, что дефицит вагонов носит локальный характер.
Между тем особое беспокойство вызывает тот факт, что ситуация с грузовыми вагонами может сказаться на перевозках социально значимых грузов. Как сообщают в РЖД, «факты необеспечения вагонами перевозок строительных грузов, каменного угля, перевозимого в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, химических и минеральных удобрений фиксируются систематически».
Кроме того, эксперты указывают на плохую диспетчеризацию со стороны РЖД. В конечном счёте именно монополия несёт ответственность за подобные проблемы на своей маршрутной сети. РЖД оперирует грузовыми перевозками через свою дочку, Федеральную грузовую компанию (ФГК). Доля ФГК в общем парке полувагонов на сети РЖД составляет 17%. Не раз поднимался вопрос о продаже ФГК в частные руки, но монополия отказывается.