Спецоперация на Украине: реакция рынков

Как российские рынки и сегменты экономики реагируют на военный конфликт на Украине? «Сибирский экономист» подготовил для своих читателей обзор.

Фондовый рынок

24 февраля, в день начала спецоперации, фондовый рынок России отреагировал болезненным обвалом более чем на 20%. Индексы Мосбиржи и РТС в моменте падали на 45-50%. В связи со сложившейся кризисной ситуацией с 28 февраля действует временный запрет для брокеров на исполнение коротких сделок по продаже ценных бумаг по поручению нерезидентов.

После обвала 24 февраля фондовый рынок стал восстанавливаться. Но из-за продолжающейся санкционной кампании позитивных прогнозов нет.  28 февраля Центробанк не стал открывать торги  на российском фондовом рынке. Московская биржа открыла торги в 9 часов утра в понедельник только на валютном и денежном рынках, а также рынке репо. На Лондонской бирже в этот же день бумаги российских компаний, номинированные в долларах, снова рухнули. В течение первого часа после начала торгов бумаги Сбербанка обвалились на 75%, Лукойла – на 58%, Роснефти – на 41%, Газпромнефти – на 25%.

Банковский сектор

Акции организаций в банковском секторе просели особенно критично, потому как именно против этого сегмента российской экономики сейчас разворачивается наиболее массированная санкционная атака.

Отечественные банки  в буквальном смыле зажимают в санкционное кольцо. ВТБ, Совкомбанк, «Открытие», Промсвязьбанк, Новикомбанк, РГС Банк, Ozon Банк, Вьетнамско-Российский совместный банк (ВРБ). Перечисленные банки попали под самые жёсткие санкции — с блокировкой всех активов в США, запретом на долларовые транзакции и проведение операций с американскими контрагентами. Российские клиенты этих кредитных организаций теперь не могут проводить операции за рубежом.

На очереди — отключение ряда российских банков от международной системы SWIFT. Соответствующее решение главы МИДов ЕС уже согласовали, теперь ожидается его вступление в действие.

Валютный рынок

Здесь настоящая катастрофа, которая выльется в инфляцию в российской экономике. 28 февраля курсы доллара и евро на рынке Forex достигли исторических максимумов: 107,5 и 122 рубля соответственно. Так болезненно отечественная валюта отреагировала на ожидание заморозки активов Центробанка за рубежом.

Российский регулятор станет первым крупным центробанком, столкнувшимся с таким сценарием. По состоянию на 18 февраля 2022 года международные резервы Банка России составляли эквивалент $643 миллиардов (они размещены в активах, номинированных в различных валютах, а также в золоте). На 1 февраля $311 миллиардов резервов было размещено в ценных бумагах иностранных эмитентов, $152 миллиарда — в наличной валюте и депозитах в банках за рубежом.

Чтобы сдержать инфляцию, Центробанк экстренно повысил ключевую ставку сразу до 20%. «Внешние условия для российской экономики кардинально изменились. Повышение ключевой ставки позволит обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать возросшие девальвационные и инфляционные риски. Это позволит поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения», — сказано в сообщении регулятора.

Сырьевой рынок

На сырьевом рынке ситуация иного характера — на фоне опасений перебоев с поставками котировки пошли вверх.

Пшеница подорожала до максимум за десять лет. Бьют ценовые рекорды алюминий и никель. Золото тоже растет — этот драгоценный металл всегда был кубышкой для инвестиций на фоне любых мировых катаклизмов.

Отдельная тема — газ. Цена газа в Европе взлетела на 36% на фоне санкций против России, превысив $1506 за 1 тысячу кубических метров.

Бегство инвесторов

Начинается исход инвесторов из России. На фоне происходящего BP объявила о продаже своего пакета санкций в «Роснефти» (19,75%). Кроме того, генеральный директор BP Бернард Луни и бывший исполнительный директор группы Боб Дадли покидают совет директоров российской компании. BP также сообщила, что выйдет из других совместных предприятий с «Роснефтью» в России. Их балансовую стоимость на конец 2021 года компания оценивает в $1,4 миллиарда.

Притом выход BP из российских активов стало шоком для акционеров самой британской компании, потому как на долю «Роснефти» приходится около трети прибыли  холдинга: из $8,5 миллиарда, заработанных BP по итогам 2021 года, от участия в капитале «Роснефти» получено $2,7 миллиарда.

О намерении избавиться от российских активов в виде совместных предприятий объявила норвежская компания «Эквинор Энерджи». Суверенный фонд Норвегии, крупнейший в мире, также избавится от своих российских активов, стоимость которых составляет около 2,8 миллиарда долларов.